Родителям о собеседовании

Родителям о собеседовании

1. Представление процедуры проведения итогового собеседования 

Итоговое собеседование по русскому языку (далее - итоговое собеседование) для учащихся 9 классов вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Успешное прохождение итогового собеседования с текущего учебного года будет для девятиклассников допуском к государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).

Данная норма определена Порядком проведения ГИА, утвержденным совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018года №189/1513.

Результатом итогового собеседования является «зачет»    или «незачет».

Определены следующие сроки его проведения: 12 февраля 2020 года .

Дополнительные сроки проведения – 11 марта.Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку   в дополнительные сроки обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет»), а также не явившиеся на собеседование  или не завершившие процедуру по уважительным причинам, подтвержденным документально.

2.      Описание процедуры проведения и оценивания итогового собеседования

В каждой из школ будут подготовлены кабинеты с оборудованными рабочими местами для аудиозаписи ответов. Обучающиеся поочередно приглашаются в аудитории, где они выполняют устные задания.

На выполнение заданий отводится примерно 15 минут.

 Собеседование содержит четыре задания, каждое со своей изюминкой.

Первое — чтение вслух. Тексты подбираются так, чтобы выявить владение орфоэпическими нормами, ударениями и интонационными выделениями.

Второе задание — пересказ. Разработчики придумали интересный подход, когда цитату, которая касается содержания текста, нужно «вплести» в пересказ.

Третье задание — монологическое высказывание. На усмотрение участника это может быть описание, рассуждение или повествование. Если он выбирает описание, ему будет показана фотография; если рассуждение — будет задан некий опорный вопрос («нужно ли…»); для повествования будет предложено о чем-то рассказать с опорой на наглядный материал. Важно помнить, что в задании «Монолог» важным критерием является количество слов  в высказывании – не менее 10, при чем без фактических ошибок.

Четвертое задание — участие в диалоге. На проверку выносится умение поддерживать диалог, отвечать на поставленный вопрос, формулировать понятные тезисы, доносить до собеседника коммуникативную задачу.

Во время устного ответа обучающегося его оценивает эксперт по установленным критериям.

Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет»    или «незачет». «Зачет» выставляется от 10 баллов и выше, максимальный результат - 19 баллов.

Результаты собеседования участники узнают в своей школе не позднее 5 календарных дней после проведения.

С содержанием КИМ итогового собеседования и критериями его оценивания можно ознакомиться на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory, в разделе «Русский язык». По данным материалам можно провести тренировку итогового собеседования, проверить готовность к нему.

3. Рекомендации родителям для домашней подготовки обучающихся к итоговому собеседованию

  1. Изучить материалы итогового собеседования, представленные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory, раздел «Русский язык»).
  2. Провести домашнюю тренировку выполнения детьми заданий демонстрационного варианта ФИПИ итогового собеседования.
  3. Для подготовки к собеседованию можно использовать материалы раздела «Говорение» учебников по русскому языку 2-9 классов. В материалах  представлены задания, ответы к ним и критерии оценивания каждого задания по четырём видам речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), а также основным разделам науки о языке.
  4. Для подготовки к  выполнению задания 1 «Чтение теста» рекомендуется подбирать тексты научно-публицистического характера (примерно 1000 слов). При чтении ребенком текста необходимо обращать внимание на соблюдение орфоэпических норм, соответствие интонации пунктуационному оформлению текста и соответствие темпа речи коммуникативной задаче. Важно ориентировать детей на осмысленное чтение с расчетом на последующий пересказ.
  5. Для подготовки к  выполнению задания 2 «Пересказ текста» рекомендуем при пересказе прочитанного текста обратить внимание на повторение (сохранение)  микротем исходного текста, отсутствие грамматических и речевых ошибок или искажения слов.
  6. Для подготовки к заданию 3 «Монолог» рекомендуется провести беседы по темам «Посещение музея (театра)», «Экскурсия», «Поход», «Любимая книга (фильм)», «Космос», «Наука» и т.д. Попросите ребенка составить монологическое высказывание.  Обратите внимание на то, чтобы монолог ребенка по теме состоял не менее чем из 10 фраз, в нем отсутствовали фактические ошибки. Монолог должен иметь смысловую цельность, речевую связность и последовательность, а также логичность изложения.
  7. Для подготовки к заданию 4 «Диалог» рекомендуется родителю выступить в качестве собеседника. Задайте по теме предыдущего монолога вопросы, которые позволят более подробно раскрыть тему. Обратите внимание на то, чтобы ребенок дал на все вопросы полные, а не односложные ответы
  8. Важным при подготовке к итоговому собеседованию является соблюдение временного регламента подготовки и выполнения заданий (указан в КИМ).