Методика обучения

Методическая  тема ОУ, цели и задачи методической работы, основные направления, результаты.

       Под методической работой учителей мы понимаем целостную, основанную на достижениях психолого-педагогической науки и конкретном анализе индивидуальной деятельности систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педколлектива гимназии в целом.
Роль методической работы гимназии значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
       Поэтому, выстраивая методическую деятельность, мы, в первую очередь, определяем ее сущность и задачи.    От этого зависит содержание МР, которое включает в себя следующие направления:

• демократизация учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества;
• изучение новых методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов - новаторов и творчески работающих учителей;
• изучение нормативных документов руководящих органов народного образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
• изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания учащихся, а также проблем управления образовательным процессом;
• внедрение в учебный процесс информационной технологии личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании;
• введение диагностики, мониторинга в учебно-воспитательный процесс, выстраивание работы на основе диагностических данных, как с учителями, так и сучащимися.
Эти направления затрагивают всех участников образовательного процесса и позволяют решать проблемы на всех уровнях управления, которые включены в организационную структуру методической службы в гимназии. Звенья данной структуры взаимосвязаны между собой и в то же время обладают некоторой самостоятельностью.
Для реализации поставленных проблем и задач отбираются те формы методической работы, которые реально позволяют их решать.

Традиционными формами работы в гимназии стали:
• проблемные семинары, где обсуждаются проекты учителей, новинки, предлагаются практические задания, проводится «защита» инноваций, апробация новых педагогических идей;

• калейдоскоп школьных наук;

• парад знаний (День науки и творчества);

• конкурсы методических находок ШМО;

• открытые уроки через школу - практикум и мастер - класс.

Сущность и задачи методической работы в гимназии.

Методическая работа в школе направлена:

• на повышение уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогов, совершенствование их профессионального мастерства;
• на формирование физически и нравственно здоровой личности ребенка;
• на сотрудничество всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя); на развитие творчества учителей и учащихся.
    В гимназии она:

• носит повседневный характер;
• отличается целостностью, многоуровневостью, многофункциональностью;
• теснейшим образом связана с потребностями учебно-воспитательного процесса и его результатами;
• основана на диагностировании и анализе;
• определена творческим потенциалом как педагогического коллектива в целом, так и каждого ее члена;
• диктуется потребностями самообразования и интересом к новому, пропагандируемому методическими журналами, рекомендациями органов образования, педагогической печатью, телевидением;
• направлена, в конечном счете, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
В ее задачи входит:
• совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества обучения;
• обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
• освоение и внедрение в учебный процесс нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
• создание атмосферы творчества и доброжелательности;
• изучение и анализ состояния преподавания дисциплин, входящих в учебный план школы; знаний, умений и навыков учащихся, результативность деятельности педагогов;
• изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
• формирование физически и нравственно здоровой личности ребенка.

Содержание методической работы в гимназии.

         Содержание методической работы в гимназии направлено на личностный рост педагогов и учащихся, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, достижение благоприятного психологического климата в коллективе. В него входит:

1. Работа по реализации методической темы.
2. Работа ШМС, ШМО.

3. Диагностика учителей.
4. Перспективное планирование повышения квалификации и аттестации учителей.
5. Составление картотек, банка данных на учителей.
6. Организация работы с молодыми учителями, наставничество.
7. Информирование о методических новинках.
8. Аттестация педагогов.
9. Практическая помощь учителю в повышении педагогического мастерства через школу - практикум, мастер - класс, взаимопосещение уроков.
10. Подготовка учителей через педсоветы, консилиумы, семинары, административные совещания.
11. Инновационная работа.
12. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
13. Работа по индивидуальным планам.
14. Работа НОУ.
15. Создание методических рекомендаций для педагогов.
16. Создание информационного банка учебно-методической литературы, работа с одаренными детьми, программа «Здоровье».
17. Разработка «памяток» для педагогов.
18. Апробация различных программ.
19. Презентация методических находок.
20. Мониторинг, контроль и анализ методической работы.

Формы и методы организации методической работы.

       Основными формами и методами организации методической работы в школе являются:

• тематические методические и педагогические советы;
• семинары - практикумы;
• методические оперативки;
• тематические заседания ШМС, ШМО, творческих групп;
• открытые уроки;
• взаимопосещение уроков;
• смотры - конкурсы знаний (День науки и творчества, );
• круглые столы;
• педагогические консилиумы;
• диагностика, педагогический мониторинг;
• индивидуальная работа;
• аттестация;
• творческие отчеты;
• конкурсы методических находок;
• деловые игры;
• групповые и индивидуальные консультации;
• научно-практическая конференция в рамках Дня науки;
• педагогическая выставка;
• самообразование педагогов;
• практикумы по конструированию уроков;
• распространение ППО через школу - практикум и мастер - класс;
• информирование и обсуждение методических новинок;
• презентация методических наработок;
      Определение целей, задач методической службы, содержание и формы организации работы с педагогическим коллективом напрямую связаны с планированием методической работы, которое основано на анализе результатов предыдущего года и реализации перспективной программы.

       Исходя из темы перспективной программы и ежегодной методической проблемы, составляется программно-целевой план, который предусматривает систематизацию всей методической работы в гимназии по следующим направлениям:

• информационно-методическое обеспечение;
• работа с педагогическими кадрами;
• работа с учащимися;
• работа с родителями;
• контроль, анализ, регулирование.

    Организуя работу над единой методической темой «Системно-деятельностный подход в образовании как фактор повышение качества обучения», мы выстраиваем целостную систему методической работы, включенную в программу развития гимназии. Работа над единой методической темой связано со всеми аспектами деятельности гимназии, со всеми участниками образовательного процесса.

           Высшим коллегиальным органом управления исследовательской, экспериментальной, методической деятельностью педагогического коллектива по обеспечению образовательного процесса, путей и форм его обновления является методический совет гимназии, планирование работы которого одно из звеньев программно-целевого плана.

           Методический совет проводит экспертизу оценки всех форм и видов методической, экспериментальной, инновационной работы и ее результатов, а также координирует работу ШМО, которые являются важным структурным подразделением методической службы в гимназии.  Они ведут методическую работу по предмету, организуют внеклассную деятельность учащихся, занимаются экспериментальной работой, освоением новых образовательных технологий. Каждое МО определило проблему, которая напрямую соотносится с единой методической темой гимназии.