Информационно-коммуникационные технологии занимают особое место в современном мире. Работа на компьютере, умение использовать ИКТ в работе, умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы являются основополагающими приоритетами нового стиля работы. Администрация образовательного учреждения и педагогические работники должны владеть и владеют основами информационных технологий и методикой их использования в своей профессиональной деятельности
Современный этап модернизации образования обозначил усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения – учащихся, их родителей и государства – к проблеме информатизации образовательных учреждений. Успех информатизации школы во многом зависит от наличия технологических, информационных и организационных ресурсов, от продуманной политики руководства школы по формированию информационного образовательного пространства, от степени участия учащихся и их родителей в наполнении информационного образовательного пространства.
Информационно-образовательное пространство школы можно определить как пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Создание информационного пространства преследует две основные цели:
· Организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;
· Интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.
В настоящее время создание информационного пространства образовательного учреждения является одной из главных задач, решение которой определяет успех информационных технологий в образовании. Образовательно-информационное пространство образовательного учреждения — это система, которая:
-включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
- обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
- предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Оснащенность компьютерной техникой МБОУ ЦО № 49
Кол-во компьютеров в ЦО, в том числе ноутбуки |
Кол-во компьютеров, используемых в учебном процессе |
Кол-во компьютеров, используемых в администра тивных целях |
Кол-во компьютерных классов |
Кол-во интер- активных досок |
Кол-во м/медийн. проекторов |
102 |
87 |
15 |
2 |
26 |
33 |
К основным пользователям информационного пространства образовательного учреждения относятся:
• администрация Центра образования (директор; заместитель директора по ИКТ; заместитель директора по УВР; секретарь; библиотекарь; бухгалтер);
• учителя (классный руководитель; учитель-предметник; педагог-организатор; социальный педагог; психолог);
• ученик;
• родители; ООО «Семья и школа».
Основные задачи информационного пространства образовательного учреждения:
· Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.
· Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.
· Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.
· Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.
· Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.
· Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.
· Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.
· Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом.
Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:
1. Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.
2. Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.
3. Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.
4. Создание баз данных.
5. Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.
Модель информационного пространства МБОУ ЦО № 49
Подключение Центра образования к сети Интернет в декабре 2006 года и использование его с целью удовлетворения информационных запросов всего городского сообщества послужило замечательным стимулом к формированию информационного пространства образовательного учреждения и позволило войти в единое информационное пространство нашего региона, страны, мира, участвовать в сетевых проектах.
Информационно-образовательное пространство центра включает ИЦШ, библиотеку, медиатеку, 1 кабинет информатики, 33 класса, оснащенных мультимедийными комплексами, все учебные кабинеты имеют выход в Интернет. Всего в Центре образования 102 компьютера, включая компьютеры администрации.
Создание информационного пространства Центра образования являлось одной из задач Программы развития на период с 2008 по 2012 год и предполагало следующие этапы:
· Компьютеризацию Центра;
· Обучение педагогов основам компьютерной грамотности;
· Использование в учебном процессе компьютерных программ образовательного назначения;
· Использование учителями и учащимися сети Интернет.
· Формирование корпоративной сети;
· Автоматизацию деятельности структурных подразделений Центра;
· Участие в сетевых мероприятиях, онлайновых конференциях, олимпиадах;
· Использование лицензионного программного обеспечения;
· Введение системы электронного документооборота;
· Вхождение в сетевое педагогическое сообщество;
· Разработка и внедрение в учебный процесс дистанционного образования;
· Создание единого информационного пространства Центра образования.
В соответствии с Программой развития эти этапы информатизации были завершены. Результатом реализации этой Программы стало оснащение кабинета информатики новыми компьютерами и необходимой оргтехникой, 26-ти учебных кабинетов интерактивными досками, 33-х кабинетов мультимедийными проекторами. В Центре образования активно используется мобильный класс, ИЦШ, который был создан в 2009 году в рамках реализации проекта «Создание сети информационных центров школ в базовых образовательных учреждениях Тверской области». Сегодня ИЦШ играет главную роль в создании единой информационно-образовательной среды не только школы, но и микрорайона, а также всего города. В нем проводятся сеансы видеконференцсвязи, позволяющее осуществлять обмен опытом между школами города; использовать образовательный потенциал различных высших учебных заведений, проводить Интернет-конференции. В школе создана и постепенно пополняется медиатека, это дает возможность сопровождать учебные занятия презентационными материалами, видеофрагментами, компьютерными тестами. Для самостоятельной работы учащимся предоставляются информационные ресурсы на электронных носителях, электронная полнотекстовая библиотека, содержащая художественную и специальную литературу, обучающие программы, также им открыт доступ в Интернет. За прошедшие годы 87% учителей было обучено компьютерной грамотности и проектным технологиям. Если в 2006 году информационными технологиями в нашей школе владело 10% педагогов, то в 2015 году уже 100% педагогов владеет компьютером, 92% активно использует ИКТ в образовательном процессе. Большая группа педагогов не только использует готовый продукт, но и создает свои электронные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.
Параллельно с обучением были проведены педагогические советы о проблемах использования ИТ:
- Новые информационные технологии в образовательном процессе.
- Перспективы развития образовательного учреждения в условиях развития информационного пространства.
В рамках исследовательской деятельности определяется влияние информационных технологий на повышение качества знаний и мотивацию школьников к учению, а также развитие их творческих способностей. Важным является организация участия педагогов в областных и городских мероприятиях, распространение педагогического опыта.
Участие педагогов в конкурсах и др. мероприятиях по предъявлению своего педагогического опыта за 2013-2015 год.
Участие в городских семинарах |
Участие в конкурсах |
Участие в олимпиадах |
Участие в Панораме педагогических технологий |
Печатные работы |
9 чел. |
5 чел. |
2 чел. |
3 чел. |
12 чел. |
В Центре образования используется лицензионное программное обеспечение. В связи с окончанием действия лицензии на продукты СБППО, в Центре утилизированы программные продукты, лицензии на которых закончились в 2010г.
Уже не первый год функционирует школьный сайт на портале http://school.tver.ru/. В Центре образования назначен ответственный за работу с сайтом, внедрена система «АиС» (Электронный журнал). Выпускается школьная газета «СловЦО» ( http://www.school.tver.ru/school/49/news/4614).
Функции ответственного за информатизацию образовательного пространства возложены на заместителя директора по ИКТ. Сопровождением программного обеспечения занимается системный администратор и инженер информационно-вычислительных технологий.
Утверждена и работает Программа обучения правилам безопасного поведения в сети «Интернет», цель которой – обеспечение информационной безопасности обучающихся во время урочной и внеурочной деятельности и свободном использовании ИКТ. Обучающиеся нашего Центра образования активно используют ресурсы сети Интернет при подготовке к урокам, участвуя в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Участие обучающихся в различных предметных мероприятиях
в 2013 - 2015 г.
Межпредметный конкурс «Львенок» |
Мультитест по математике |
Всероссийская олимпиада «Кленовичок» |
Международный конкурс «Кит» |
Международная олимпиада «Инфоурок» |
||
46 чел. |
43 чел. |
183 чел. |
50 чел. |
137 чел. |
||
«Осенний марафон» |
«Английский бульдог» |
Математический конкурс «Кенгуру» |
Олимпиада «Dolphin» |
«Русский медвежонок» |
||
53 чел. |
68 чел. |
310 чел. |
201 чел. |
178 чел. |
||
Систематически проводится работа по повышению квалификации работников Центра образования в части использования различных программных продуктов.
Активно используется федеральный Интернет - портал «Российское образование» (www.edu.ru), он содержит список порталов, а также официальные сайты организации системы образования; федеральный сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); сайт «Сеть творческих учителей»
(www.it-n.ru); единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/); единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/window), http://fipi.ru/ и другие.
Таким образом, основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Её создание и развитие – технически сложная задача, требующая больших материальных затрат. Но именно ее решение позволит системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям.
Над чем предстоит работать? Планируем продолжить работу по повышению мотивации педагогов на участие в инновационной деятельности, создавать и дальше условия для дальнейшего развития профессионального мастерства учителей, совершенствовать систему мониторинга оценки образовательных достижений.