Информатизация

     Информационно-коммуникационные технологии занимают особое место в современном мире. Работа на компьютере, умение использовать ИКТ в работе, умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы являются основополагающими приоритетами нового стиля работы. Администрация образовательного учреждения и педагогические работники должны владеть и владеют основами информационных технологий и методикой их использования в своей профессиональной деятельности

   Современный этап модернизации образования обозначил усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения – учащихся, их родителей и государства – к проблеме информатизации образовательных учреждений. Успех информатизации школы во многом зависит от наличия технологических, информационных и организационных ресурсов, от продуманной политики руководства школы по формированию информационного образовательного пространства, от степени участия учащихся и их родителей в наполнении информационного образовательного пространства.

   Информационно-образовательное пространство школы можно определить как пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Создание информационного пространства преследует две основные цели:

·        Организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;

·        Интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.                                                                       

       В настоящее время создание информационного пространства образовательного учреждения является одной из главных задач, решение которой определяет успех информационных технологий в образовании. Образовательно-ин­формационное пространство образовательного учреждения — это система, которая:

 -включает материально-технические, информационные и кадровые            ресурсы;

- обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согла­сованную обработку и использование информации, полноценный информацион­ный обмен;

- предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методи­ческого сопровождения.

Оснащенность компьютерной техникой МБОУ ЦО № 49

Кол-во компьютеров в ЦО, в том числе ноутбуки

Кол-во компьютеров, используемых в учебном процессе

Кол-во компьютеров, используемых

 в администра

тивных целях

Кол-во компьютерных классов

Кол-во интер-

активных досок

Кол-во м/медийн. проекторов

102

87

15

2

26

33

     К основным пользователям информационного пространства образовательно­го учреждения относятся:

• администрация Центра образования (директор; заместитель директора по ИКТ; заместитель директора по УВР; секретарь; библиотекарь; бухгалтер);

• учителя (классный руководитель; учитель-предметник; педагог-организатор; социальный педагог; психолог);

• ученик;

• родители; ООО «Семья и школа».

Основные задачи информационного пространства образовательного учреждения:

·  Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.

·  Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.

·  Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.

·  Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.

·  Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.

·  Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.

·  Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.

·  Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом.

Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:

1.       Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.

2.       Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.

3.       Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.

4.       Создание баз данных.

5.       Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.

        Модель информационного пространства МБОУ ЦО № 49

Подключение Центра образования к сети Интернет в декабре 2006 года и использование его с целью удовлетворения информационных запросов всего городского сообщества послужило замечательным стимулом к формированию информационного пространства образовательного учреждения и позволило войти в единое информационное пространство нашего региона, страны, мира, участвовать в сетевых проектах.

Информационно-образовательное пространство центра включает ИЦШ, библиотеку, медиатеку, 1 кабинет информатики, 33 класса, оснащенных мультимедийными комплексами, все учебные кабинеты имеют выход в Интернет. Всего в Центре образования 102 компьютера, включая компьютеры администрации.

      Создание информационного пространства Центра образования являлось одной из задач   Программы развития на период с 2008 по 2012 год и предполагало следующие этапы:

·        Компьютеризацию Центра;

·        Обучение педагогов основам компьютерной грамотности;

·        Использование в учебном процессе компьютерных программ образовательного назначения;

·        Использование учителями и учащимися сети Интернет.

·        Формирование корпоративной сети;

·        Автоматизацию деятельности структурных подразделений Центра;

·        Участие в сетевых мероприятиях, онлайновых конференциях, олимпиадах;

·        Использование лицензионного программного обеспечения;

·        Введение системы электронного документооборота;

·        Вхождение в сетевое педагогическое сообщество;

·        Разработка и внедрение в учебный процесс дистанционного образования;

·        Создание единого информационного пространства Центра образования.

  В соответствии с Программой развития эти этапы информатизации были завершены. Результатом реализации этой Программы стало оснащение кабинета информатики новыми компьютерами и необходимой оргтехникой, 26-ти учебных кабинетов интерактивными досками, 33-х кабинетов мультимедийными проекторами. В Центре образования активно используется мобильный класс, ИЦШ, который был создан в 2009 году в рамках реализации проекта «Создание сети информационных центров школ в базовых образовательных учреждениях Тверской области». Сегодня ИЦШ играет главную роль в создании единой информационно-образовательной среды не только школы, но и микрорайона, а также всего города. В нем проводятся сеансы видеконференцсвязи, позволяющее осуществлять обмен опытом между школами города; использовать образовательный потенциал различных высших учебных заведений, проводить Интернет-конференции. В школе создана и постепенно пополняется медиатека, это дает возможность сопровождать учебные занятия презентационными материалами, видеофрагментами, компьютерными тестами. Для самостоятельной работы учащимся предоставляются информационные ресурсы на электронных носителях, электронная полнотекстовая библиотека, содержащая художественную и специальную литературу, обучающие программы, также им открыт доступ в Интернет. За прошедшие годы 87% учителей было обучено компьютерной грамотности и проектным технологиям. Если в 2006 году информационными технологиями в нашей школе владело 10% педагогов, то в 2015 году уже 100% педагогов владеет компьютером, 92% активно использует ИКТ в образовательном процессе. Большая группа педагогов не только использует готовый продукт, но и создает свои электронные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.

Параллельно с обучением были проведены педагогические советы о проблемах использования ИТ:

-                   Новые информационные технологии в образовательном процессе.

-                   Перспективы развития образовательного учреждения в условиях развития информационного пространства.

           В рамках исследовательской деятельности определяется влияние информационных технологий на повышение качества знаний и мотивацию школьников к учению, а также развитие их творческих способностей. Важным является организация участия педагогов в областных и городских мероприятиях, распространение педагогического опыта.

Участие педагогов в конкурсах и др. мероприятиях по предъявлению своего педагогического опыта за 2013-2015 год.

Участие в городских семинарах

Участие в конкурсах

Участие в олимпиадах

Участие в Панораме педагогических технологий

Печатные работы

9 чел.

5 чел.

2 чел.

3 чел.

12 чел.

    

   В Центре образования используется лицензионное программное обеспечение. В связи с окончанием действия лицензии на продукты СБППО, в Центре утилизированы программные продукты, лицензии на которых закончились в 2010г.

Уже не первый год функционирует школьный сайт на портале http://school.tver.ru/. В Центре образования назначен ответственный за работу с сайтом, внедрена система «АиС» (Электронный журнал). Выпускается школьная газета «СловЦО» ( http://www.school.tver.ru/school/49/news/4614).

         Функции ответственного за информатизацию образовательного пространства возложены на заместителя директора по ИКТ. Сопровождением программного обеспечения занимается системный администратор и инженер информационно-вычислительных технологий.

Утверждена и работает Программа обучения правилам безопасного поведения в сети «Интернет», цель которой – обеспечение информационной безопасности обучающихся во время урочной и внеурочной деятельности и свободном использовании ИКТ.  Обучающиеся нашего Центра образования активно используют ресурсы сети Интернет при подготовке к урокам, участвуя в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня. 

Участие обучающихся в различных предметных мероприятиях

в 2013 - 2015 г.

Межпредметный конкурс «Львенок»

Мультитест по математике

Всероссийская олимпиада «Кленовичок»

Международный конкурс «Кит»

Международная олимпиада «Инфоурок»

46 чел.

43 чел.

183 чел.

50 чел.

137 чел.

«Осенний марафон»

«Английский бульдог»

Математический конкурс «Кенгуру»

Олимпиада «Dolphin»

«Русский медвежонок»

53 чел.

68 чел.

310 чел.

201 чел.

178 чел.

             

Систематически проводится работа по повышению квалификации работников Центра образования в части использования различных программных продуктов.  

Активно используется федеральный Интернет - портал «Российское образование» (www.edu.ru), он содержит список порталов, а также официальные сайты организации системы образования; федеральный сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); сайт «Сеть творческих учителей»

 (www.it-n.ru); единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/); единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/window), http://fipi.ru/   и другие.

        Таким образом, основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Её создание и развитие – технически сложная задача, требующая больших материальных затрат. Но именно ее решение позволит системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям.

         Над чем предстоит работать? Планируем продолжить работу по повышению мотивации педагогов на участие в инновационной деятельности, создавать и дальше условия для дальнейшего развития профессионального мастерства учителей, совершенствовать систему мониторинга оценки образовательных достижений.