Инклюзия - это не направление, а фундаментальная проблема развития современного образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям.
Основная цель инклюзивного образования заключается в создании условий для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Данный вид образования ставит перед собой задачу освоения обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом, сопровождающееся эффективным вмешательством психолого- педагогической и медико-социальной помощи, а также формированием толерантного отношения к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья у всех участников образовательного процесса.
Наиболее эффективным вариантом успешной реализации инклюзивного образования является модель «Ресурсный класс»
Ресурсный класс " Школа для всех" открыт на базе школы №34 в 2022 учебном году.
Ресурсный класс – это не отдельный класс для обучающихся с ОВЗ, в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая создать для обучающегося, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение.
Ресурсным классом называют помещение или кабинет, где дети с ОВЗ отрабатывают разные навыки и умения, чтобы подготовиться к занятиям в регулярном классе.
Все ученики, которые получают помощь в рамках этой образовательной модели, зачислены в обычные, регулярные классы.
В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая общеобразовательный класс по индивидуальному плану. Занятия в ресурсном классе могут проходить индивидуально с тьютором, или общие в группах.
Основная цель модели «ресурсный класс» — создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он смог включиться в жизнь образовательного учреждения в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.
В специальные образовательные условия входят не только тьютор и ресурсный класс как отдельное помещение в школе, а в первую очередь внедрение специальных технологий и методов обучения, доказавших свою эффективность. В ресурсном классе каждый ребенок обучается по своей индивидуальной образовательной программе согласно ФГОС, которая основана на примерной Адаптированной Основной образовательной Программе начального общего образования обучающихся с РАС. Программа включает в себя как академическую урочную составляющую (соответственно уровню обучения ребенка( начальное образование), так и внеурочную деятельность в которую входит коррекционная педагогическая работа команды специалистов. Программа составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК, а также в соответствии с потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования.
Индивидуальный подход к созданию специальных образовательных условий для детей с аутизмом в школе очень важен, потому что расстройства аутистического спектра охватывают как очень тяжелые случаи, когда ребенок совсем не владеет речью, так и случаи, когда ребенок почти не отличается от своих типично развивающихся сверстников.
Основные принципы построения модели ресурсный класс–
- модель реализуется в начальной и основной школе;
- обучение проводится как индивидуально, так и в групповой форме в ресурсном классе, а также в среде сверстников в регулярном классе с поддержкой тьютора;
- разработка Адаптированной образовательной программы для каждого ученика с учетом заключения ПМПК;
- программа, включающая индивидуализированные образовательные условия, использование обучающих методик с доказанной эффективностью в том числе методик коррекции нежелательного поведения, наблюдение и сбор данных для оценки функциональных навыков;
- цели обучения ученика не только академические, они включают приобретение навыков коммуникации, социального взаимодействия, самообслуживания, бытовые навыки и многих других;
- инклюзия не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной
деятельности;
- процесс инклюзии постепенен, он очень индивидуален и опирается на возможности каждого ребенка быть с школьной среде.