Профильное обучение

Профильное обучение в лицее

Этот ролик поможет Вам в выборе профиля.

10 - 11 классы -  третья, специализированная ступень  курса обучения. На этой ступени осуществляется специализация обучающихся по  направлениям. Это обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываться интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной обра-зовательной траектории.

В лицее сформированы профильные 10-11 классы с углубленным изучением отдельных (профильных) предметов. Количество классов-комплектов с профильным изучением предметов составит 8 классов (4 класса в 10 параллели и 4 класса в 11 параллели). 

Ø  10-1 и 11-1 - социально-гуманитарный профиль

Ø  10-2 и 11-2 - физико-математический профиль

Ø  10-3 и 11-3 – естественно-научный профиль

Ø  10-4 и 11-4 – социально – экономический профиль

Учебные предметы профильных классов выбраны для изучения обучающимся и на базовом, и на профильном уровне.

На данной ступени созданы специализированные профильные классы следующих направлений:

символика гуманитарного направленияСоциально-гуманитарный с углубленным изучением русского языка, литературы, истории, общества и иностранных языков 

 

Ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».

После завершения обучения, учащиеся с легкостью поступают на филологический, исторический и романо-германский факультеты Тверского госуниверситета. Часть учащихся обучается на факультетах социологии и психологии тверских вузов и московских вузов. Но есть и такие кто выбирает обучение на факультетах журналистики и рекламного дела МГУ. Кстати, ведущие каналов «Пилот» и «Тверской проспект», так же выпускницы этого класса. Этот профиль может похвастать тем, что практически ежегодно его учащиеся занимают призовые места в городских и областных олимпиадах и конкурсах по немецкому и английскому языку, истории, русскому языку и МХК.

символика естественно-научного направления

 Естественно-научный - с углубленным изучением биологии, математики и химии

 

 

Ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки». 

Профиль активно сотрудничает с вузами города. Учащиеся посещают дополнительные практические и лабораторные занятия на кафедрах химико-технологического факультета ТГТУ, биофака ТГУ и кафедры общей биологии ТГМУ. В программу обучения включены выездные биогеографические полевые практики. 

После завершения обучения в этом профиле учащиеся поступают в большинстве своем на факультеты Тверского государственного медицинского университета. Как правило,  это около 70% выпускного класса. Но есть учащиеся, продолжающие свое обучение на биологическом, химическом и географическом факультетах Тверского госуниверситета. Многие выбирают вузы Москвы и С.Петербурга. Есть у нас студенты МГУ, Института имени Павлова и Сеченова в С.Петербурге, С.П.Б. Санитарно-гигиенического института и Второго медицинского института Москвы.

символика физико-математического направления

 Физико-математический, с углубленным изучением математики, физики  и информатики 

 

Ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки». 

Учащиеся старших классов обучаются в заочной математической школе при МГУ. Осуществляется тесное сотрудничество с физико-техническим факультетом ТГУ, где лицеисты отрабатывают практические навыки на физических практикумах. Учащихся класса отличает хорошая подготовка по математике и физике, которая доказывается призовыми местами в городских олимпиадах. Ребята частенько составляют конкуренцию ученикам 17-ой математической школы города Твери. 

Разброс и направления дальнейшего обучения очень широк: от тверских вузов и факультетов с математическим и физическим уклоном до столичных. Среди них и знаменитая Бауманка, МФТИ, Плехановка, МИФИ, МАИ и другие. Именно из этого профиля ежегодно несколько человек поступают в высшие военные училища.

символика социально-экономического направления

 Социально-экономический,  с углубленным изучением математики, обществознания, географии и  экономики  

     

Ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика », «Общественные науки». 

Основная масса учащихся поступает на экономический факультет ТГУ и ТГТУ, а также в другие вузы, обучающие по экономическим специальностям. Большой интерес проявляют выпускники данного профиля к вузам, дающим специальности социальной направленности. 

Тверской лицей уже не только отработал систему профильного обучения, но и осуществляет его в тесном контакте с вузами города. Это дает возможность непрерывного образования «лицей-вуз» для одаренных детей из города. Учебные занятия, как в лицее, так и в стенах Вузов проходят в виде лекций, семинаров, практических, лабораторных  и самостоятельных работ. Ведется большая работа по вовлечению учащихся в различные научно-исследовательские работы, проводимые в этих Вузах.

Реализация учебных планов углубленного (профильного) обучения ставит перед собой следующие задачи:

  •  формирование стабильных и прочных знаний, умений и навыков по предметам профильного обучения,
  •  овладение лицеистами на основе опыта творческой деятельности умениями и навыками научно-исследовательской работы;
  •  формирование индивидуального стиля в различных видах творческой деятельности.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся и являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Обществознание» (включая «Экономику» и «Право»), «Естествознание», «Физическая культура», «ОБЖ».

Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по следующим профилям: физико-математическому, естественнонаучному, социально-экономическому, социально-гуманитарному. Учебный план построен из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных. При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Углубленные (профильные) общеобразовательные учебные предметы

Количество часов, отведенных на изучение большинства предметов в старших классах, соответствует программе углублённого изучения, в программно-методическом обеспечении учебного плана отражаются используемые программы и учебники для углублённого изучения, рекомендованные МО РФ. Совпадение учебников, рекомендуемых для обеспечения изучения предметов учебного плана на углубленном уровне в старших классах в Тверском лицее достигается по таким предметам как: история, право, обществознание, экономика, алгебра, геометрия, физика, химия, биология.

Так в учебном плане Тверского лицея на изучение русского языка в социально-гуманитарном профиле отводиться 3 часа и 5 часов на литературу, историю 4 часа, обществознание – 3 часа, что полностью соответствует углубленному уровню изучения предметов.

 В физико-математическом профиле на изучение математики отводиться 7 часов + 1 электив, физики – 5 часов + 1 электив, информатики 4 часа, что также соответствует углубленному уровню обучения.

В естественно-научном профиле на изучение химии отводится 4 часа + 1 электив, биологии – 4 часа + 1 электив, что также соответствует 5 часам углубленного уровня изучения.

В социально – экономическом профиле на изучение математики отводиться 7 часов + 1 электив, на географию (включая экономику) -5 часов и обществознание (включая право) – 4 часа, что также соответствует углубленному уровню изучения предметов.

         В стандарте профильного уровня образования есть вопросы, которые не выносятся на итоговую аттестацию, однако, их изучение традиционно относится к программам углубленного изучения предмета. При формировании учебного плана Тверской лицей делает выбор в сторону увеличения часов на изучение предмета для освоения программ профильного стандарта в полном объеме. То есть, говоря о профильном обучении, в лицее осуществляется углубленное изучение предметов.

С целью создания условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания образования старшеклассников помимо углубленных (профильных) общеобразовательных предметов, вводятся элективные курсы, обязательные для посещения учащимися по их выбору.

Примечание. Символика профилей создана лицеистами во время ИТМ - интеллектуально-творческого марафона.