Методические рекомендации по проведению лекций и бесед по БДД с несовершеннолетними в общеобразовательных учреждениях

160577517016057751721605775174

      «Язык» правил дорожного движения и

типичные ошибки в их преподавании

 

Дорожное движение едино для всех - для детей и для взрослых. Дорожные «ловушки» опасны как детям, так и взрослым. И Правила дорожного движения одни для всех. Но написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому очень важно, не искажая содержания, доступно объяснить ПДД ребенку.

В первую очередь необходимо обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике и учителя, и авторы многих учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия уже десятки лет тому назад изъятые из ПДД:

«улица» вместо «дорога»;   «мостовая» вместо «проезжая часть»;

«машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»,

«ряд» вместо «полоса движения»,

«свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»,

«постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС»;

не существует понятия «островок безопасности».

Часто путают имеющие самостоятельное значение термины «Пешеходная дорожка» и «Пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Употребление несуществующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД.

В стремлении донести доходчиво до детей содержание Правил, некоторые учителя и авторы пособий обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из уменьшительных существительных и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителя с учениками, взрослого с ребенком должно быть партнерским, предполагающим беседу «на равных».

По той же причине, что и «детский» язык, «детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных комиксов, неприемлемы в качестве иллюстраций учебных пособий. Забавные картинки привлекают детей, радуют и развлекают их, но вместе с тем отвлекают от основной задачи - увидеть опасность на дороге и возможность избежать ее. Такие картинки никак не могут воспитать примерных участников дорожного движения, уважение к сотруднику ГИБДД и вообще к правилам дорожного движения.

«Детскость» в языке, иллюстрациях некоторых сценариев и книжек по ПДД проявляется в выборе персонажей сказок, рассказов и различных сюжетов по этой тематике. Сказочные сюжеты по ПДД не всегда оправданы. В силу своего несформировавшегося мышления дети склонны воспринимать сказочных героев без переноса их действий на свое поведение. Как правило, всякие «Автоши», «Пешеходики», «Светофорики», «Зайки-зазнайки», «ГИБДДэшки» никакой положительной смысловой нагрузки не несут, и никакой необходимости в них нет. Часто такой персонаж заслоняет саму суть, отодвигает безопасность дорожного движения на второй план. В результате - дети запомнят именно этот персонаж, а не правила безопасного поведения на дороге. Изобилие таких персонажей часто является признаком слабости сюжета. Например, сюжет о Зайчике-нарушителе ПДД, который бегал где попало, попал под трамвай, и ему отрезало лапку. Но добрый доктор Айболит лапку пришил, и зайчик опять смог бегать. Из этой сказки дети никак не усвоят, что нарушение ПДД ведет к ДТП, порой с тяжелыми последствиями. Детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх. Но не следует, и преуменьшать возможные последствия. Полезнее разъяснять и показывать реальные опасности и их последствия.

 

Анализ результатов тестирования детей и самих педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки:

 

  1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус - сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и происходит наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году! Но и тогда обходить эти транспортные средства разрешалось только в установленных для перехода местах!

Необходимо учить!

Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2.Учат: При переходе улицы, посмотри налево, а, дойдя до середины – посмотри направо.

Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.

Необходимо учить!

Прежде чем перейти дорогу - остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

3.Учат: Красный – стой, жёлтый - приготовься, зеленый - иди.

Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода на зеленый сигнал светофора. А это, очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано о том, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения подтверждает опасность пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора, то с другой стороны – горит красный и наоборот.

Необходимо учить!

Красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый - не только приготовиться, но и знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый - разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дорога, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

4.Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

Эта ситуация также опасна, тем более, что в Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется, так как это очень опасно. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками, малейшая неосторожность или случайность, чреваты несчастным случаем.

Необходимо учить!

Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но, если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке», и не делай шаг, ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше Вас объехать.

5.Учат: Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

Необходимо учить! Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

6. Используют для показа старые знаки на желтом фоне, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.19.1. Они оба имеют одинаковое название - «Пешеходный  переход». Но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди - знак 5.19.1. и пешеходный переход. А знак 5.19.1. (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационно - указательных и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить именно здесь.

7. На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Дорожные знаки, играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения, но все же следует помнить, что они главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но, прежде всего, это должны  быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».

8. Неправильно объясняют значение дорожною знака 1.23 «Дети», который вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что у дороги могут неожиданно появиться дети, т.к. рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей на дороге.

Как показывает практика, педагоги, не владеющие в полной мере знаниями по безопасности дорожного движения, не всегда могут правильно выбрать учебное пособие и пользуются учебниками, имеющими неверные установки. К сожалению, такую литературу до сих пор можно встретить на книжных прилавках. Учитывая вышеизложенную информацию, Министерство образования призвано остановить выпуск некачественной и опасной литературы, приносящей детям не пользу, а вред. А сотрудники ГИБДД на местах не должны мириться с дезинформацией детей, родителей и педагогов, а вести соответствующую профилактическую работу по разъяснению всех вышеперечисленных ошибок.

 

Полезные советы от ГИБДД

(дня использования в беседах с детьми)

Ходите только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а за городом по левой обочине дороги навстречу движущемуся транспорту. Так безопаснее.

Переходите через дорогу только на зеленый сигнал светофора или по пешеходным переходам, в том числе по подземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Прежде чем перейти через дорогу, остановитесь у пешеходного перехода на краю тротуара, прислушайтесь и осмотритесь. Посмотрите налево, направо, ещё раз налево. И, если нет близко идущих машин - переходите, постоянно контролируя дорожную обстановку поворотом головы в левую и правую сторону движения автомобилей.

Если машины вдалеке - рассчитайте свои силы. Помните, машина быстро остановиться не может.

Лучше переждать, а не перебегать перед близко идущим автомобилем. Это может закончиться плачевно!

Когда переходите через дорогу - отбросьте другие мысли, прекратите разговоры с друзьями, наблюдайте за движущимся транспортом.

Переходите через дорогу под прямым углом, а не наискосок, иначе Вы дольше будете находиться на проезжей части, а, следовательно, в опасности! Быстрым шагом, но не бегом! Так безопаснее.

Выходя из автобуса, не стремитесь сразу перебежать через дорогу. Подождите, когда транспорт уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны. Помните, что автобус опасно обходить и спереди, и сзади, ведь за ним может быть скрыта другая машина.

Будьте осторожны и не спешите! Ведь обзор дороги может закрывать не только стоящий на остановке автобус, но и движущийся транспорт, а также кусты, деревья, угол дома, снежный вал.

Помните, что на пешеходном переходе не всегда бывает безопасно: из-за остановившегося или проехавшего мимо автомобиля может выехать другая машина, которая была не видна.

Постарайтесь перейти через дорогу за один прием. Если красный сигнал светофора застал Вас на середине проезжей части, то остановитесь и подождите, когда вам уступят дорогу. Не глядя, не суетитесь по дороге из стороны в сторону. Так водителю легче будет Вас объехать.

Пешеходам запрещается переходить через дорогу, если она имеет разделительную полосу или ограждение.

Не играйте на дорогах и вблизи дорог. Для этого есть двор, детская площадка, стадионы. Не выезжайте на улицы и дороги на коньках, санках, скейтах, велосипеде и самокате. А если Вы на середине дороги уронили варежку (мяч, портфель...), то, прежде чем наклониться за ней, осмотритесь по сторонам!

Переход через дорогу в неблагоприятную погоду (дождь, снег, гололед, туман) требует особого внимания, так как обзор дороги снижается из-за непогоды, тем более что может мешать капюшон, поднятый воротник или зонт.

Если Вам купили велосипед, не торопитесь выезжать на дорогу с интенсивным движением. Сначала выучите правила дорожного движения и научитесь кататься на школьной площадке, стадионе или во дворе дома. На дорогах общего пользования разрешено ездить на велосипеде с 14 лет!

 

 

Государственная инспекция безопасности дорожного движения