Логопедический кабинет

Кабинет создан с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

Основная задача:

Обеспечение специализированной, консультативно-диагностической, коррекционно-воспитательной, психологической, социальной помощи детям школьного возраста с особенностями психофизического развития с различными нарушениями речи.

Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:

  • осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей школьного возраста;
  • предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • развитие высших психических функций школьников;
  • оказание логопедической помощи педагогическим работникам в освоении учебных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей, в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении;
  • обеспечение сбора, анализа и систематизации опыта работы, создание банка данных об эффективных формах работы и их результатах;
  • создание временных творческих групп по разработке содержания логопедической работы образовательного учреждения по определенному направлению деятельности;
  • предоставление педагогическим кадрам права повышения профессиональной компетентности через различные формы организации методической работы: семинары, консультации, открытые уроки и т.п.;
  • создание условий педагогическим кадрам образовательного учреждения для ознакомления как с опытом работы всего педагогического персонала, так и с опытом отдельных педагогов.

Руководство логопедическим кабинетом осуществляет непосредственно руководство администрации школы.

Цели и задачи логопедического кабинета.

Целью деятельности логопедического кабинета является своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей школьного возраста.

Задачи логопедического кабинета:

  • консультативно-диагностическая работа и отбор детей для осуществления коррекционной работы в кабинете;
  • проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;
  • консультативная работа с родителями, привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье;
  • пропаганда логопедических знаний.

Задача логопедического воздействия: предупреждение и исправление речевых дефектов через создание соответствующих условий – системы мероприятий постепенного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи.

Чем занимаются в логопедическом кабинете:

  • развивают фонематического восприятия;
  • обогащают словарный запас;
  • формируют умение строить грамматически правильно     оформленные предложения;
  • развивают связную речь;
  • активизируют и развивают психические процессы (внимание, память, мышление);
  • формируют правильное дыхание, регулируют силу голоса (для детей со стёртой формой дизартрии);
  • совершенствуют мелкую моторику;
  • проводят профилактику речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

Организация деятельности логопедического кабинета.

Организация коррекционного процесса обеспечивается:

  • своевременным обследованием детей;
  • рациональным составлением расписаний занятий;
  • планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
  • оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
  • совместной работой учителя-логопеда с учителями, педагогом-психологом, мед. персоналом, музыкальным руководителем.

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся в часы, предусмотренные графиком работы учителя – логопеда.

Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой специального образования.

Рабочее время составляет 20 (двадцать) часов в неделю.

Количество детей, посещающих индивидуальные и групповые занятия, составляет 10-12 человек на ставку.

Содержание и основные формы работы

Логопедический кабинет организует постоянную логопедическую работу с детьми МБОУ.

Логопедический кабинет в соответствии с поставленными задачами осуществляет деятельность по приоритетным направлениям:

  • совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
  • структурирование и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
  • систематизация учебно-методического материала.

Научно-методическая деятельность

Выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне педагогического опыта.

Организация обучения, проведение лекций, семинаров, курсов для работников МБОУ по вопросам использования в учебном процессе современных аудиовизуальных средств обучения и применения информационных технологий.

Осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих речевую работу.

Осуществление планово-прогностической деятельности для организации функционирования МБОУ в режиме развития (разработка концепции, комплексно-целевой программы МБОУ).

Адаптирование программ (вариативных, альтернативных), новых педагогических технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания школьного образования.

Составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения, направленных на развитие общения, развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, формирование умения строить грамматически, правильно оформленные предложения, развитие связной речи, активизации и развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Информационно-методическая деятельность:

Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации.

Обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.

Содействие повышению квалификации педагогических работников.

Формирование фонда обучающих киновидеофильмов и других аудиовизуальных средств обучения в образовательных областях для проведения образовательной деятельности.

Обеспечение фондов учебно-методической литературы.

Организационно-методическая деятельность:

Участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров.

Сбор, обработка и анализ информации о результатах коррекционной работы.

Мониторинг состояния и формирование банка данных коррекционной работы.

Организация постоянно действующих семинаров по инновациям.

Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования.

Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования.

Диагностическая деятельность:

Изучение, подбор и разработка материалов по речевой диагностике деятельности детей.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития.

Проведение диагностики на выявление степени готовности ребенка к обучению в школе.

Комплексное оценивание педагогической деятельности и изучение потенциальных возможностей работников МБОУ, выявление обобщение и распространение передового педагогического опыта.

 

Логопедический кабинет МБОУ  имеет следующие материалы:

- основополагающие и регламентирующие документы государственной политики в области образования;

- список образовательных сайтов для работы в Интернет;

- логопедическую литературу;

- видеозаписи занятий и развлечений;

 

Логопедический кабинет работает по плану, согласованному и утвержденному педсоветом.

 

Материальная база

Логопедический кабинет финансируется в соответствии с утвержденной сметой расходов МБОУ.

Логопедический кабинет имеет помещение, компьютерную технику, необходимые для нормальной деятельности работников, для размещения методической и справочной литературы, проведения индивидуальных и групповых занятий со школьниками и консультаций педагогов.