Лекторий для родителей

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?

 

Цель: дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, познакомить родителей с некоторыми причинами, связанными  с неуспеваемостью учащихся начальных классов, познакомить с понятиями дислексия и дисграфия, с приемами занятий с детьми.

 

Как известно, при поступлении в школу речь ребёнка должна быть полностью сформирована. Наличие у ребёнка различных речевых нарушений может привести к более серьёзным последствиям, например, к нарушениям чтения и письма.

Как вовремя увидеть и понять, что у ребёнка есть проблемы?

Часто родители склонны видеть причину плохой школьной успеваемости в лени ребенка. Специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

 

Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия,  дислексия.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: смешение и замена букв, искажение структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении.

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 

Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Данную проблему можно скорректировать, если с такими детьми начнут вовремя занимать грамотные специалисты – логопеды.

 

Многие  часто навешивают на  учеников ярлыки "лентяй", "неспособный".

Не слушайте их! Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.

И еще — детям обязательно нужно приводить положительные примеры. Многие великие люди страдали в школе теми же проблемами.

 

Леонардо да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально.

Ханс Кристиан Андерсен.

Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца.

Агата Кристи, известная английская писательница.

Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать.

Знаменитые троечники:

Исаак Ньютон, Наполеон Бонапарт, Владимир Маяковский.

 

Нарушения письменной речи тревожат учителей и родителей, так как они напрямую влияют на учебные успехи. При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, но не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н, с – ш, л - р. Больше всего дисграфических ошибок встречается в диктантах.

Виды ошибок:

1) Оптические ошибки связанны с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д.

Что делать?  Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора, вышивать, рисовать на бумаге и на снегу, в ряду правильно написанных букв найти одну неправильную.

 

2) Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

 

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Что делать?  Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

 

3) Ошибки фонематического слуха.

 

Проявление: замены и смешение букв.

Дети часто путают парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»), заднеязычные согласные  г – к – х (сухой – «сугой»), свистящие и шипящие звуки:  с – ш, з – ж.

Что делать?  Развивать фонематическую сторону речи.

 

Есть несколько упражнений, которые помогут  ребенку справиться с дисграфией:

 

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с гласных букв, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву а зачеркнуть, а букву о обвести.

 

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной).Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

 

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. Чаще хвалите ребёнка. После многочисленных двоек и троек он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками.

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

 

Вывод:

Итак, прежде всего нужно не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что ребенок с дисграфией и дислексией не такой, как все. Дисграфия-не болезнь.

Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

Работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого.