«Читаем вместе»

В целях возрождения традиций семейного чтения, содействия воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях тверских детских писателей и поэтов, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Правительства Тверской области от 05.02.2018 года № 28-рп «О Стратегии духовно нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018-2027 годы»  в ДО детском саду №89 проходит реализация проекта «Читаем вместе» на учебный  2023-2024  года

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. В речи часто используются различные потешки, стихи, и часто читаются малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Становиться заметно, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.

А, тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. С детьми нужно разговаривать через сказки, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.

Сказки, во-первых, понятны, и взрослым, и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.
Работа проекта направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего.

Литература способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас.

 

Планирование различных форм работы к проекту «Читаем вместе» на 2023-2024 уч.год

 

Сентябрь

С детьми:

I. «Что за прелесть, эти сказки!».

- Выставка Б.В.Заходер по сюжетам знакомых литературных произведений нарисованных детьми совместно с родителями

- Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

II.  Чтение произведений Б В Заходера

Продуктивная деятельность – лепка героев.

Инсценировка В Сутеев «Под грибом»: Б.В. Заходер. «Буква Я»; Э. Успенский. «Разгром».

2. Беседа с детьми в группе «Мои впечатления о постановке»

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

  

Октябрь

  1. Читаем КИ. Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», и др;
  2. Инсценировка КИ. Чуковского «Федорино горе»
  3. Конкурс чтецов
  4. Работа в книжном уголке:

-чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений;

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

С родителями:

- Изготовление книжек - малышек

- Акция «Подари книгу детскому саду»

- Совместные чтения с родителями любимых книг, разучивание стихотворений

 

Ноябрь

«Почитай мне , папа»

Читаем Э. Успенского «Вниз по волшебной реке», «Зима в Простоквашино»

«Крокодил Гена и его друзья»;

Работа в книжном уголке

Выставка, посвященная 95 летию Г.В.Сапгира, 205 летие И.С.Тургеньева 115 летие Н.Н.Носова:

-чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений;

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

- Рисуем с папой «любимое произведение»

Декабрь

С детьми:

  • Читаем «Зимние сказки»

: Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

В.Сутеев «Елка»

Братья Гримм «Госпожа Метелица»;

  • Выставка посвященная 220 летию Ф.И.Тютчева, 100 летие Я.Л Аким 110 В.Ю Драгунский :
  • Рисование по представлению.

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

Январь

 С детьми:

По дорогам мульт кино

Выставка145лет П.Бажов, 120 летие А.П.Гайдар

 Инсценировки: Рождественская сказка, сказки матушки Метели «Заюшкина Избушка»

Работа в книжном уголке:

-чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений;

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг

- Предложить родителям перечислить произведения, прочитанные с детьми в течение недели

февраль

С детьми:

  1. Разговор о любимой книге
  2. 130 летие ВВ Бианки, 130 летие И.А Крылова
  3. Предложить детям нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду из прочитанного произведения вместе с родителями (рисунок персонажа\события\действия).
  4. Читаем А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» отрывок из «Сказки о царе Салтане» отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»;

С родителями:

Совместные чтения с родителями басен

март

С детьми:

 Выставка 95 летие И П Токмакова , 95 летие Ю.К.Олеши

Вечер загадок

Инсценировка КИ. Чуковского «Федорино горе», РНС Репка , Теремок

 С родителями:

Совместные чтения с родителями  «Конек - Горбунок» (П.П.Ершов ), «Три толстяка «Ю.К.Олеша

Апрель

 

В родительские уголки поместить информацию:

- цель и задачи работы проекта, план работы проекта (Подготовка и издание буклетов);

- консультацию «Что мы читаем детям по программе детского сада».

С детьми:

  • Сказки –небылицы
  • Беседа «Какие бывают книги»

1. Из чего сделана книга (материал)

2. Создатели книги (писатель, художник, печатник)

3. Как книжка к нам пришла

  • Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Книжка о книжке»
  • Постановка сказки «Кошкин дом»
  • Изготовление своей книжки-малышки вместе с родителями.

С родителями:

- Анкетирование родителей «Читаем вместе».

- Предложить принести в группу любимые книги детства из дома

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

Май

 

С детьми:

I. «Библиотека»

 1. Беседа с детьми о профессии Библиотекарь, о правилах поведения в библиотеке.

2. Экскурсия – знакомство с детской библиотекой.

3. Создание условий для организации сюжетно- ролевой игры «Библиотека»

II. Совместная деятельность с детьми

-«Мастерская по «лечению» книг»

III. Читаем тверскую книгу Г.Лагздынь «Федина каша», «Послушный зайчонок», «Я воспитываю братца», «Строим дом «и др.;

  1. История создания журнала Мурзилка (выставка)

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг («Цветик – семицветик» В.Катаев).

- Выставка книг «Книги нашего детства».    

 

 

Июнь

С детьми:

  1. Разговор о любимой книге
  2. Предложить детям нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду из  прочитанного произведения  вместе с родителями (рисунок персонажа\события\действия).
  3. Читаем А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» отрывок из «Сказки о царе Салтане» отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»;

С родителями:

Совместные чтения с родителями любимых книг («Федорино горе» К. И. Чуковский).

Июль

С детьми:

I.  «Сказка ложь, да в ней намек» читаем сказки «Волк и семеро козлят» «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Репка», «Курочка Ряба» и др;

Работа в книжном уголке:

-чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений;

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг («Старик - Годовик» В.И. Даль)

- Предложить родителям перечислить произведения, прочитанные с детьми в течение недели.

Август

С детьми:

I. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам в книгах (Васнецов, Сутеев) читаем В.Г.Сутеева «Про Бегемотика, который боялся прививок», «Под грибом»

«Мышонок и карандаш», «Капризная кошка» и др;

II. Мы – иллюстраторы.

1. Чтение «Пингвиний пляж» (Г. Снегирёв)

2. Рисование по представлению.

III. Загадки о сказках, героях сказок.

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

 

Результат:

В конце проекта у детей появится интерес к книгам, к чтению произведений художественной литературы. Дети будут знать правила обращения с книгой и стараться их применять. Родители примут активное участие в реализации проекта, получат полезную информацию о роли книги в развитии ребёнка.