В целях возрождения традиций семейного чтения, содействия воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях тверских детских писателей и поэтов, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Правительства Тверской области от 05.02.2018 года № 28-рп «О Стратегии духовно нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018-2027 годы» в ДО детском саду №89 проходит реализация проекта «Читаем вместе» на учебный 2023-2024 года
Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. В речи часто используются различные потешки, стихи, и часто читаются малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Становиться заметно, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.
А, тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. С детьми нужно разговаривать через сказки, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.
Сказки, во-первых, понятны, и взрослым, и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.
Работа проекта направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего.
Литература способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас.
Планирование различных форм работы к проекту «Читаем вместе» на 2023-2024 уч.год
Сентябрь |
С детьми: I. «Что за прелесть, эти сказки!». - Выставка Б.В.Заходер по сюжетам знакомых литературных произведений нарисованных детьми совместно с родителями - Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. II. Чтение произведений Б В Заходера Продуктивная деятельность – лепка героев. Инсценировка В Сутеев «Под грибом»: Б.В. Заходер. «Буква Я»; Э. Успенский. «Разгром». 2. Беседа с детьми в группе «Мои впечатления о постановке» С родителями: - Совместные чтения с родителями любимых книг.
|
Октябрь |
-чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений; - обсуждение прочитанного, - оценка поступков и моральных качеств героев сказок; С родителями: - Изготовление книжек - малышек - Акция «Подари книгу детскому саду» - Совместные чтения с родителями любимых книг, разучивание стихотворений
|
Ноябрь |
«Почитай мне , папа» Читаем Э. Успенского «Вниз по волшебной реке», «Зима в Простоквашино» «Крокодил Гена и его друзья»; Работа в книжном уголке Выставка, посвященная 95 летию Г.В.Сапгира, 205 летие И.С.Тургеньева 115 летие Н.Н.Носова: -чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений; - обсуждение прочитанного, - оценка поступков и моральных качеств героев сказок; С родителями: - Совместные чтения с родителями любимых книг. - Рисуем с папой «любимое произведение» |
Декабрь |
С детьми:
: Г.Х.Андерсена «Снежная королева» Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» В.Сутеев «Елка» Братья Гримм «Госпожа Метелица»;
С родителями: - Совместные чтения с родителями любимых книг. |
Январь |
С детьми: По дорогам мульт кино Выставка145лет П.Бажов, 120 летие А.П.Гайдар Инсценировки: Рождественская сказка, сказки матушки Метели «Заюшкина Избушка» Работа в книжном уголке: -чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений; - обсуждение прочитанного, - оценка поступков и моральных качеств героев сказок; С родителями: - Совместные чтения с родителями любимых книг - Предложить родителям перечислить произведения, прочитанные с детьми в течение недели |
февраль |
С детьми:
С родителями: Совместные чтения с родителями басен |
март |
С детьми: Выставка 95 летие И П Токмакова , 95 летие Ю.К.Олеши Вечер загадок Инсценировка КИ. Чуковского «Федорино горе», РНС Репка , Теремок С родителями: Совместные чтения с родителями «Конек - Горбунок» (П.П.Ершов ), «Три толстяка «Ю.К.Олеша |
Апрель
|
В родительские уголки поместить информацию: - цель и задачи работы проекта, план работы проекта (Подготовка и издание буклетов); - консультацию «Что мы читаем детям по программе детского сада». С детьми:
1. Из чего сделана книга (материал) 2. Создатели книги (писатель, художник, печатник) 3. Как книжка к нам пришла
С родителями: - Анкетирование родителей «Читаем вместе». - Предложить принести в группу любимые книги детства из дома - Совместные чтения с родителями любимых книг. |
Май
|
С детьми: I. «Библиотека» 1. Беседа с детьми о профессии Библиотекарь, о правилах поведения в библиотеке. 2. Экскурсия – знакомство с детской библиотекой. 3. Создание условий для организации сюжетно- ролевой игры «Библиотека» II. Совместная деятельность с детьми -«Мастерская по «лечению» книг» III. Читаем тверскую книгу Г.Лагздынь «Федина каша», «Послушный зайчонок», «Я воспитываю братца», «Строим дом «и др.;
С родителями: - Совместные чтения с родителями любимых книг («Цветик – семицветик» В.Катаев). - Выставка книг «Книги нашего детства».
|
Июнь |
С детьми:
С родителями: Совместные чтения с родителями любимых книг («Федорино горе» К. И. Чуковский). |
Июль |
С детьми: I. «Сказка ложь, да в ней намек» читаем сказки «Волк и семеро козлят» «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Репка», «Курочка Ряба» и др; Работа в книжном уголке: -чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений; - обсуждение прочитанного, - оценка поступков и моральных качеств героев сказок; С родителями: - Совместные чтения с родителями любимых книг («Старик - Годовик» В.И. Даль) - Предложить родителям перечислить произведения, прочитанные с детьми в течение недели. |
Август |
С детьми: I. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам в книгах (Васнецов, Сутеев) читаем В.Г.Сутеева «Про Бегемотика, который боялся прививок», «Под грибом» «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка» и др; II. Мы – иллюстраторы. 1. Чтение «Пингвиний пляж» (Г. Снегирёв) 2. Рисование по представлению. III. Загадки о сказках, героях сказок. С родителями: - Совместные чтения с родителями любимых книг. |
Результат:
В конце проекта у детей появится интерес к книгам, к чтению произведений художественной литературы. Дети будут знать правила обращения с книгой и стараться их применять. Родители примут активное участие в реализации проекта, получат полезную информацию о роли книги в развитии ребёнка.