Профилактика буллинга

Профилактика буллинга

 

Школьная травля (буллинг) — это осознанные систематические негативные действия унижающего характера, осуществляемые целенаправленно в адрес ребенка, который не может при этом сам себя защитить.

 

Важно знать: если силы учащихся примерно равны, или это разовые столкновения, то ссора между ними не является травлей. Скорее, это конфликтная ситуация.

 

Школьная травля может проявиться

- физически: нанесение ударов, шлепков, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др.

- психологически, например, словесно: насмешки, присвоение неприятных человеку кличек, необъективные оценки, высмеивание, оскорбления близких, унижение в присутствии других детей и пр.

- социально: бойкот (когда не общаются не потому, что не хотят, а потому что «все договорились»), про него распускают сплетни и т.д.

 

Важно знать, что ребенок, оказавшийся в ситуации школьной травли (буллинга), может существенно не отличаться от других по внешности, манере одеваться и говорить.

 

Риск стать мишенью третирования  связан с реакцией ребенка на агрессивное или грубое поведение в его адрес — он теряет контроль над ситуацией. У него появляются слезы, испуг, беспомощная злость, которые наблюдают обидчики, и это их очень веселит.

 

Если Ваш ребенок в последнее время:

- возвращается из школы в плохом, подавленном настроении;

- приносит из школы испорченные личные вещи: разорванный рюкзак, порванные тетради или учебники, сломанные ручки и карандаши и т.п;

- без желания идет в школу, часто пропускает занятия, в том числе по болезни;

- оказывается в школе в одиночестве;

- демонстрирует признаки аутоагрессии (причинение вреда самому себе: режет руки, прижигает сигаретой и т.д.), становится очень нервным и закрытым;

- отказывается участвовать в общих школьных/классных мероприятиях;

- стал хуже учиться без видимых причин;

- не делится никакими историями из школьной жизни, не рассказывает об одноклассниках или уроках, просто молчит об этом;

- если рассказывает о своих проблемах во взаимоотношениях с одноклассниками, то использует следующие выражения: «часто пристают», «все задевают», «давно доводят» и т.п. -

обязательно обратите внимание на перечисленные выше изменения или такое поведение ребенка.

Для начала надо прояснить ситуацию – понять, что происходит в классе, где он учится. Поговорите с ребенком, затем - обязательно - с его классным руководителем. Постарайтесь выстроить доверительный контакт: окажите ребенку психологическую и эмоциональную поддержку. Дайте понять, что Вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию.

 

При общении с ребенком важно помнить:

- ребенок, который попал в ситуацию школьной травли (буллинга), не обязательно готов об этом говорить. Такая беседа заставляет его вновь пережить неприятный опыт;

- необходимо воздержаться от иронии, обесценивания, быстрых необдуманых решений и обвинений;

- только сам ребенок может оценить, чувствует ли он себя хорошо и в безопасности или чье-то поведение несет для него угрозу;

- ребенок может испытывать страх, что его откровенный рассказ о проблеме подвергнется осуждению со стороны сверстников;

- ребенок может не рассказывать о своей ситуации никому или рассказывать не все, искажать детали.

 

Покажите ребенку, что Вы услышали его и он не одинок со своей проблемой. Оставайтесь спокойными – Ваша тревога может усугубить состояние ребенка.

Иногда полезно пообщаться с друзьями ребенка, одноклассниками и их родителями, и другими, кто может наблюдать за ребенком в школе. Ваши действия должны быть согласованы как с самим ребенком, так и с классным руководителем.

 

Помните!

Ребенок, которого травят, не может самостоятельно справиться с ситуацией и не несет за нее ответственности.

Ситуацию травли можно исправить только совместно с классным руководителем, так как эта травля – «социальная болезнь», которую можно прекратить только усилиями всего класса.

 

Если у Вас остались вопросы, обратитесь за помощью к специалистам школы:  школьному психологу, заместителю директора или в школьную службу примирения (ШСП) нашей школы