Путешествие во Францию

139702725813970272601397027262139702719513970271981397027202139702720613970272091397027212139702726413970272651397027267

Наконец-то мы дома! – казалось бы, каждый путешественник приезжает домой именно с этими словами. Нет! Есть и исключения. Это наши ученики – участники школьного обмена с французским лицеем имени астронома Лаланда из маленького городка Бург-ан-Бресса, Франция. Однако это для нас, россиян, Бург – город маленький. По меркам французов он достаточно большой – областной (или региональный) и образовательный центр красивейшего и уникального региона Рона-Альпы. Конечно, мы предварительно узнали немного и об истории региона, и об уникальности памятников природы, и о культуре самого города. Однако, живые впечатления превзошли наши ожидания.

Ученики нашей школы жили в семьях французских лицеистов и имели замечательную возможность пообщаться на языке, а главное – изнутри увидеть уклад  обыкновенной французской семьи, почувствовать себя частью простой, не туристической, жизни. Дети познакомились с бытом французов, обычаями их жизни, культурой и особенностями питания, традициями семейного уклада. Некоторые мифы относительно французов развеялись, как дым!

Сколько было вопросов и впечатлений после первого вечера и ночи в семьях – «чем тебя кормили?», «где тебя разместили?», «какой у тебя дом?», «кормили лягушками?», «неужели совсем не снимают обувь?» и тд. Дети сравнивали, обменивались мнениями, давали друг другу советы, пытались общаться не только с членами своей семьи, а главное – старались делать это на французском языке! На третий-четвертый день даже малыши-пятиклассники настолько освоились, что друг с другом пытались говорить по-французски! Упорно вспоминая фразы и выискивая в словариках нужные слова, не стесняясь ошибок и произношения, дети почувствовали, что язык – это всего лишь средство передачи мысли, а не предмет в школе. Иностранный он или родной – это уже совсем другой вопрос, который можно и нужно решать!

Это и было целью школьного обмена. Ведь побывать у Нотр-Дама, подняться на Эйфелеву башню и пройтись по Елисейским Полям может любой турист. А вот запросто посидеть на веранде у обычного французского фармацевта или филолога, поиграть в настольные игры с домохозяйкой-француженкой, обсудить с новой подругой собаку или платье, или, наконец, пройтись до супермаркета с французскими друзьями и купить самостоятельно свежий багет удается далеко не каждому.

Замечательно, что дети привезли с собой из поездки не только парижские магниты, лионские шелковые платки и новую одежду, но и новые знакомства, новых друзей, ощущение близости другого мира, размытости его границ.

Главное – это желание детей познать жизнь других людей, стремление выучить иностранный язык не как предмет, а как средство постижения чужой культуры, средство живого общения.

Кто знает, может для кого-то эта, по большей части развлекательная поездка, станет толчком к глубокому изучению иностранного языка, возможностью начала новых, дружеских отношений или определит выбор профессии и карьеру в будущем. А возможно, повлияет на  дальнейший жизненный путь.

09 апреля 2014