Информатизация

Текущее столетие определяют различно: «век скоростей», «век интеграции», «век информации». Создание единого информационного пространства: «Учащийся – учитель – администрация – родитель – общественность – власть»: позволяет информировать всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах на внутреннем и внешнем уровнях, размещать в Интернете информацию о жизни образовательного учреждения.

Реальная работа информационного пространства школы напрямую зависит от технической оснащенности учебного заведения. На данный момент наше образовательное учреждение оборудовано:

  • компьютеры - 117шт (из них 16 ноутбуков),
  • рабочих мест учителя, оснащенных интерактивной доской или мультимедийной установкой -29 шт.

В школе функционирует Информационный центр, два компьютерных класса, в каждом кабинете есть компьютер учителя, в учительской места для работы педагогического коллектива оборудованы необходимой оргтехникой, в библиотеке рабочие места и для работников и для учеников. Все подключено как к внутренней сети (школьному серверу), так и к сети Интернет, что позволяет объединить весь круг участников информационного пространства. Развивать сотрудничество всех участников образовательного процесса помогает  Информационный центр школы (ИЦШ), который реализует программу информатизации учреждения.

 

 Актуальными задачами на сегодняшний день являются:

  • совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом;
  • планирование и организация комплексной информатизации управления образовательным процессом;
  • более широкое использование информационных технологий, проектной деятельности в образовательном процессе;
  • переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
  • создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.

Решение этих задач возлагается на школьный информационный центр.

Назовем основные функции ИЦШ:

  • Просветительская и консультативная (в т.ч. консультационный пункт для учителя по вопросам информатизации образовательной деятельности и как форма учебы всех участников педагогического процесса, в том числе дистанционного обучения);
  • Обобщение и создание банка передового педагогического опыта на основе изучения профессионального потенциала педагогов;
  • Трансляция, распространение опыта (предоставление учителю информации об опыте коллег; оказание методической помощи в случае профессиональных затруднений). Помощь в участии, организации и проведении вебинаров, видеоконференций, интернет-олимпиад, всероссийских онлайн-тестов, ГИА в режиме онлайн;
  • Техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ; исследование  рынка программных продуктов и создание собственных.
  • Обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
  • Проведение мероприятий по информационной безопасности;
  • Документ-центр:
  • Распечатка и копирование дидактического материала;
  • Создание брошюр;
  • Создание методичек;
  • Ламинирование;
  • Тиражирование информации в электронном и распечатанном виде.

 

Направления работы ИЦШ:

  • Методическое сопровождение внедрения информационных технологий в образовательный процесс и сопровождение образовательных технологий. 
  • Проведение обучающих семинаров для учителей и обучающихся школы.
  • Информационное, техническое сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов.
  • Оказание методической помощи учителям по разработке планов уроков с использованием медиаресурсов.
  • Обеспечение проектов и программ необходимыми информационными ресурсами.
  • Оказание помощи в разработке и оформлении проектов через использование ИКТ.
  • Сбор, накопление, обработка, систематизация, обобщение и распространение информации по ИКТ, издание собственной.
  • Сбор и систематизация практических разработок, планов уроков учителей, использующих ИКТ.
  • Подготовка итоговых материалов работы медиацентра для размещения их на школьном сайте.
  • Создание школьного сайта.
  • Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
  • Самостоятельное знакомство и изучение медиаресурсов, использование Интернет, электронной почты.
  • Внеклассная работа на базе информации на традиционных и нетрадиционных носителях.
  • Работа с одаренными и успешными учащимися.
  • Оказание помощи в сборе и обработке информации для научных рефератов учащихся.
  • Оказание помощи в предметной деятельности учащихся.
  • Исследовательская работа.
  • Участие и сопровождение различных профессиональных конкурсов.

 

В структуру ИЦШ входят:

  • зона индивидуальной и групповой работы (кабинет 24)
  • 2 компьютерных класса (кабинеты 23 и 25)
  • серверная (кабинет 26а)
  • библиотека (кабинет 6)

 

Услугами ИЦШ пользуются работники школы, старшеклассники   и  более 70% обучающихся 5-9 классов.

 

Информационные технологии в управлении школы внедряются по 4 направлениям:

  • учебная деятельность,
  • педагогическая деятельность,
  • управленческая деятельность,
  • организационная деятельность.

Естественно, что процесс формирования информационного пространства не останавливается. Мы сталкиваемся с некоторыми трудностями:

  • человеческий фактор,
  • нехватка технического оснащения,
  • необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;
  • психологический барьер между учителями и специалистами службы информатизации, внедряющимися в их предметную область.

 В наших ближайших планах наладить электронную книговыдачу в библиотеке, уменьшить бумажный документооборот, включить максимальное количество родителей в работу электронного дневника, внедрить электронных учебников в повседневную практику.

 

 

Результаты внедрения программы:

 

  1. Структурированность информации.
  2. Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов.
  3. Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения, создание портфолио как ученика, так и учителя.
  4. Достижение достаточно высокого уровня информационной культуры учителя и ученика.
  5. Изменение деловых отношений всего коллектива.
  6. Системный подход в управлении, как образовательным процессом, так и школы в целом.