Родителям


Методические рекомендации для родителей
по профилактике компьютерной и интернет-зависимости
у детей

 Исследование различных аспектов медиапользования детей и подростков выявило зависимость данного процесса от родителей и ближайших родственников, а именно ведущую роль семьи в процессе медиасоциализации современных детей.
 Медиа занимают важное место в повседневной жизни школьников, прежде всего в области досуга. Эта деятельность слабо регулируется и контролируется взрослыми, в особенности дома.
 Условия, способствующие уходу детей в виртуальный мир и игровую зависимость: неправильный стиль воспитания, нарушение взаимоотношений с близкими и сверстниками, низкая самооценка, неразвитая сфера интересов, высокий уровень тревожности и многие другие компоненты психологического неблагополучия детей и подростков.


 

Для профилактики компьютерной и интернет-зависимости и работы с зависимыми детьми родителям рекомендуется:

  • В дошкольном возрасте максимальное ограничение использования смартфона, планшета, компьютера и даже телевизора.
  • Следует помнить: гаджет – не нянька!
    Строгое ограничение времени, отводимого этим занятиям.
  • Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. Если мама говорит о частом нахождении ребёнка в соцсетях, то сама не должна ежедневно отправлять подарки в Одноклассниках, ставить лайки Вконтакте и т.п.
  • Предложить другие возможности время препровождения. Можно составить список  дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, на квест и т.д.).
    Живите с ребёнком ВМЕСТЕ!
  • Также хорошо будет составить список тех дел, которые ребёнок должен выполнить  самостоятельно при отсутствии взрослого, придя из школы, например.
  • Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством. Не забывайте спрашивать ребёнка об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.
  • Объясните своему ребёнку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками. Научите детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.
  • Объясните детям, что далеко не всё, что они могут прочесть или увидеть в Интернете –правда. Расскажите, что такое ложная информация («фейк», «вброс» на современном сленге), о том, что не нужно самому пересылать и публиковать далее эту информацию. Приучите их спрашивать о том, в чём они не уверены.
  • Постарайтесь  научить  ребёнка  отличать  официальные  сайты организаций, электронных изданий от множества неинформативных сайтов. Приучите ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от его проблем.
  • Научите ребёнка пользоваться поиском в Интернете. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска. Необходимо дать ребёнку понять, что интернет очень полезен, но в учебных, деловых целях, как рабочий инструмент, но не как способ проведения досуга.
  • Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать  с помощью специальных программных фильтров,  не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.
  • Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Нужен жёсткий и неукоснительный контроль над содержанием игр, направленный на исключение сюжетов с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой.
  • Нужно обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм.
  • Крайне важно научить ребёнка критически  относиться к компьютерным играм и соцсетям, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо  разнообразней, что игра и виртуальное общение не заменит общения реального.
  • Проанализируйте собственный досуг –насколько он разнообразен, умеете ли вы сами отдыхать, чтобы показать пример ребёнку, а не просто выдвигать требования, ультиматумы и высказывать упрёки в отношении частого пользования телефоном или компьютером. Не  нужно наказывать ребёнка запретом пользования телефоном, интернетом. Тем самым вы ещё больше увеличите значимость этого занятия и возведёте в ранг блага, цели, которых ребёнок должен добиться своим положительным поведением.
  • В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

     

Лучшая профилактика и коррекция интернет-зависимости:

- искренний интерес к ребёнку, его внутреннему миру;
-доверительное общение с самого детства;
-разнообразный совместный семейный досуг;
-привитие интересов к различным сферам жизни – спорт, искусство, живое общение, выпечка, домашние животные – то есть поиск хобби;
-наличие жизненных целей, ежедневных планов у ребенка.

 

Сост.: педагог-психолог ГКУ «Тверской областной центр психолого-педагогической,  медицинской  и  социальной  помощи»,  канд.  психол.  наук Иванова И.В.