Средняя школа

Учебный план образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы)

 

Срок освоения 2 года

 

 

Учебный  план  для  10-11 классов гимназии ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего общего образования.

Среднее общее образование – завершающий этап общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Углубленное и профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании, в организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для качественного образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Учебный план гимназии не задает жесткого набора предметов для выбора профиля, он  содержит перечень учебных предметов  для формирования индивидуального учебного плана учащегося. Каждый учащийся самостоятельно определяет выбор  базовых и профильных  предметов, а также  элективных  предметов    в пределах допустимой  учебной нагрузки.     Это создает учащемуся условия для развития и  реализации  умственного и творческого потенциала, дальнейшего профессионального самоопределения.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальному учебному плану (ИУП) являются:

10.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34 пункт 3)

«…обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами».

2. Концепция профильного обучения по программе среднего общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения образовательных программ на основе ИУП.

3. Локальный акт «Положение об организации профильного обучения в МОУ «Гимназии №10»».

4. Положение об обучении  учащихся по индивидуальным учебным  планам в 10-11 классах гимназии.

Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность  углубленных, профильных и базовых общеобразовательных учебных предметов федерального, регионального  компонентов  и компонента образовательного учреждения.

  Учащимся предоставляется, с учетом рекомендаций, включить  в свой учебный план не менее двух учебных предметов на профильном или углубленном уровнях. Использование индивидуальных учебных планов позволяет в полной мере  реализовать образовательные потребности гимназистов, их семей и их родителей.

Компонент образовательного учреждения в 10-11  классах представлен элективными учебными  предметами.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК, УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение русского языка на углубленном уровне  проводится в 10 – 11классах и в соответствии с программой обучения отводится  по учебному плану  3часа в неделю.

Программа Львовой С.И. «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы» (углубленный уровень) учитывает необходимую реализацию в образовательном процессе метапредметной функции, которую выполняет родной язык на всех этапах обучения ребенка в современной школе.

Программа продолжает тенденцию более глубокого изучения предмета с 5 класса, когда русский язык в учебном плане использует не только часы федерального компонента, но и для усиления – часы из компонента образовательного учреждения (в 5-7 классах).

Программа позволяет усовершенствовать умения и навыки, связанные с речевой деятельностью, овладеть навыками элементарной исследовательской работы, навыками самообразования, углубить представления об эстетической функции родного языка как языка великой русской литературы, осмыслить тесную взаимосвязь русского языка и литературы, подготовиться к предстоящему экзамену, в связи с чем обобщить и систематизировать основной материал по русскому языку, изученный в 5-9 классах, добиться существенного развития ключевых предметных и метапредметных умений (работа с текстом в различных видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо)), а также создание собственных текстов различных жанров.

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:  освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;   овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;   применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;  развитие и совершенствование способности   к речевому взаимодействию     и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и    саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.

 

 

 

Профильный уровень

 

ЛИТЕРАТУРА

Профильный курс по литературе 11 класс – 5 часов в неделю.

 

Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

МАТЕМАТИКА

В рамках предмета «Математика» изучаются модули «Алгебра и начала анализа», «Геометрия».  Профильный курс по математике 10-11 класс – 6 часов в неделю:

модуль «Алгебра и начала анализа» – 4 часа в неделю;

модуль «Геометрия»    – 2 часа в неделю.

       Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету и планирующих поступать в ВУЗы на специальности связанные с ним, в 11 классе предполагается обучение  математики на профильном уровне в составе групп скомплектованных из параллели.

Основные цели профильного курса математика:

формирование устойчивых представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

    овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изуче­ния школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения обра­зования и освоения избранной специальности на современном уровне;

    развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и ин­туиции, творческих способностей, необходимых для продолжения об­разования в области математики и ее приложений, а так же в будущей профессиональной деятельности;

    воспитание средствами математики культуры личности через зна­комство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического про­гресса.

 

ИНФОРМАТИКА И ИКТ       

Профильный (углубленный) курс 10-11 класс – 4 часа в неделю.

Предмет «Информатика и ИКТ» в старшей школе является продолжением одноименного предмета, который изучался на начальном и основном уровнях.

Программа по предмету «Информатика и ИКТ» включает в себя три крупные содержательные линии:

·         Основы информатики

·         Алгоритмы и программирование

·         Информационно-коммуникационные технологии.

Отличие профильного (углубленного) курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними. Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», это направление является одним из ведущих.  Приоритет этой линии объясняется квалификационными требованиями к подготовке  ИТ-специалистов.

Профильный (углубленный) курс «Информатики и ИКТ»  является средством  предвузовской подготовки выпускников гимназии, мотивированных на дальнейшее обучение в системе высшего профессионального образования на ИТ-ориентированных специальностях и направлениях. 

 

ИСТОРИЯ

Профильный курс по истории 10-11 класс – 4 часа в неделю.

Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса не только связано с подготовкой  учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегрированной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Профильный курс по обществознанию 10-11 класс – 3 часа в неделю.

Содержание среднего обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.  

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе и базовому уровню. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

 

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

При изучении предмета на профильном уровне отводится 6 часов в неделю.

Основной целью введения профильного обучения в гимназии является совершенствование системы обучения иностранным языкам, переход к личностно-ориентированному обучению, введение в практику старшей школы курсов, гармонично сочетающих требования, предъявляемые к выпускнику со стороны государства и общества, индивидуальными и интересами каждого отдельного выпускника. Согласно концепции образования, содержание обучения иностранному языку в старших классах разделяется на общеобразовательный и профильный курсы. Для тех, кто предполагает получить дальнейшее высшее образование, связанное с иностранными языками, подготовка по данным предметам носит более фундаментальный характер. Выпускники, изучающие профильный курс, должны не только поступать в языковые ВУЗы, но и успешно учиться дальше, не испытывая трудностей, связанных с изучением иностранных языков. Наличие у учащихся внутренней мотивации позволяет задать достаточно высокий уровень овладения изучаемым материалом.

 

БИОЛОГИЯ

Профильный курс по биологии 10-11 класс – 3  часа в неделю.

Курс биологии в программе среднего общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

 

ФИЗИКА

 На школьный курс физики в гимназии выделены часы в соответствии с базисным учебным планом   на профильном уровне – 5 часов

Основной целью введения профильного обучения в гимназии является совершенствование системы обучения физике – переход к личностно-ориентированному обучению, введение в практику старшей школы курсов физики, различных по содержанию, интенсивности обучения,  гармонично сочетающих требования, предъявляемые к выпускнику со стороны государства и общества, с индивидуальными возможностями и интересам каждого отдельного выпускника. Согласно концепции физического образования, содержание обучения физики в старших классах разделяется на общеобразовательный и профильный курсы. Для тех, кто предполагает получать в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой, подготовка  по физике носит более фундаментальный характер. Наличие у учащихся внутренней мотивации позволяет задать достаточно высокий уровень изложения материала, ввести некоторые новые содержательные линии, знакомить с разнообразными идеями и методами физических исследований, показывать решения нестандартных физических и прикладных задач.

 

ХИМИЯ

Профильный  курс по химии 10- 11 класс – по 3 часа в неделю.

В соответствии с базисным учебным планом, реализуется программа О.С.Габриеляна, соответствующая государственному образовательному стандарту профильного уровня.

Задачи:

-          дать учащимся глубокие систематические знания по предмету,

-          способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать умения наблюдать и объяснять химические явления,

-          раскрыть вклад химии в понимание научной картины мира,

-          развить умение учащихся решать задачи по химии различных уровней сложности.

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ЛИТЕРАТУРА

На базовом уровне в 10-11 классе отводится по 3 часа в неделю.

 

МАТЕМАТИКА

В рамках предмета «Математика» изучаются модули «Алгебра и начала анализа», «Геометрия».

Алгебра 10 -11 класс, базовый уровень:

10 класс – 2 часа в неделю в первом полугодии, 3 часа в неделю во втором полугодии;

11 класс – 2 часа в неделю в первой учебной четверти, 3 часа в неделю во второй, третьей, четвертой учебных четвертях. 

Геометрия 10-11 класс, базовый уровень:

10 класс – 2 часа в неделю в первом полугодии, 1 час в неделю во втором полугодии;

11 класс – 2 часа в неделю в первой учебной четверти, 1 час в неделю во второй, третьей, четвертой учебных четвертях. 

      При изучении математики на базовом уровне так же предполагается деление на алгебру (начала анализа) и геометрию. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата необходимого гимназистам для решения задач из смежных предметов и окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения и способностей к творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания разнообразных природных процессов и явлений  (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.). Учитывая нацеленность курса алгебры (начал анализа) на формирование математического аппарата необходимого для решения задач из смежных предметов и окружающей реальности,  увеличено количество учебных часов во 2,3 и 4 учебных четвертях  11 класса до 3 ч в неделю. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования гимназистов, необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,  для развития пространственного воображения, интуиции,  для эстетического воспитания в процессе восприятия красоты геометрических форм.

 

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Нагрузка на учащегося предусмотрена в размере: 1 час -  10,11 классы (базовый уровень).

 

ИСТОРИЯ

10, 11 классы – преподавание Всеобщей истории и истории России осуществляется параллельно (из расчета 2 часа в неделю на базовом уровне).

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 10-11 класс базовый уровень – 2 часа в неделю (с изучением 0,5 часа «Экономика» и 0,5 часа «Право»).

 

ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Согласно федеральному базисному учебному плану в 10-11 классах  предусмотрены учебные предметы «Экономика», «Право»  на базовом уровне, рассчитанные на  0,5 часа в неделю  каждый.  Для  обучающихся 10-х классов, изучающих предмет «Обществознание» на профильном уровне, на каждый предмет, «Экономика» и «Право»,  выделяется по 1 часу в неделю с целью уменьшения учебной нагрузки в 11м  классе.

 

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

На базовом уровне отводится 3 часа в неделю.

Второй иностранный язык

Учащиеся 10-11 классов изучают в качестве 2-го иностранного языка английский, немецкий и французский по программам для общеобразовательных школ из расчета 2 часа в неделю.

 

ФИЗИКА

На школьный курс физики в гимназии выделены часы в соответствии с учебным планом  – на базовом уровне 2 часа в неделю.

 

АСТРОНОМИЯ

На курс астрономии выделен 1  час в 11 классе. В ходе изучения предмета  знания о космических явлениях систематизируются в стройную систему, а также происходит знакомство обучающихся с современными исследованиями и важнейшими открытиями ученых.

 

БИОЛОГИЯ

Преподавание на базовом уровне ведется в соответствии с БУП – 1 час в неделю.

 

ХИМИЯ

На базовом уровне в 10-11 классах – 1 час в неделю.

 

ГЕОГРАФИЯ

Обучение географии осуществляется в 10 и 11 классах – 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом.

Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма,  уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 

 
Преподавание в соответствии с БУП – с 10 по 11ый класс – 3 часа в неделю. Главной целью изучения физической культуры является создание основы   реализации личных и социальных потребностей в сфере физической культуры, характеризующиеся  способностью осуществлять  оптимальный выбор и применение средств физической культуры для расширения двигательных возможностей человека, умения бережно относится  к здоровью, всестороннего психофизического развития, определения эффективных способов организации здорового образа жизни.

 

ОБЖ  

 
Преподавание ведется в   10-11 классах – по 1 часу в неделю.  Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;  развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;  воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

С целью создания условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания образования старшеклассников и удовлетворения познавательных интересов обучаю­щихся в различных сферах человеческой деятельности, в 10 и 11 классах вводятся элективные учебные курсы:

Наименование курса

10

класс

11

класс

Математика и компьютер

1

2

Олимпиадное программирование

2

2

Психологическая подготовка к ЕГЭ

1

1

Актуальные вопросы обществознания. Право

1

1

Актуальные вопросы обществознания. Мировая экономика

 

1

Актуальные вопросы обществознания. Экономика и бизнес

 

1

История русской национальной культуры

 

1

Основы русской словесности

1

 

Проблемы экологии

1

 

Исследовательский проект

2

 

Основы православной культуры

1

1

Мировая художественная культура

 

1

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ «Гимназия № 10»

Приказ №78/1  от  29.08.2018г.                                                                                                                 

____________  И.В. Садовая

 

Перечень предметов для выбора индивидуальных образовательных траекторий

МОУ «Гимназия №10» 2018-2019 учебный год

 

Учебные предметы

Количество часов за два года обуче-ния, базовый/ профильный

Количество часов в неделю на базовом уровне

Количество часов в неделю на углубленном и профильном уровне

10 -1,2, класс,

11-1,2, 3класс

Русский язык (углубленный уровень)

- /  204

                      

3/3

Литература

204 / 340

3/3

5/5

Иностранный язык 1

204 / 408

3/3

6/6

Математика

272 / 408

4/4

6/6

История

136 / 272

2/2

4/4

Обществознание (включая право, экономику)

272 /  -

2/2

 

Обществознание

- / 204

 

3/3

Право

- / 34

 

1/0

Экономика

- / 34

 

1/0

ОБЖ

68 / -

1/1

 

Физическая культура

204 / -

3/3

 

География

68 / 204

1/1

3/3

Физика

272 / 340

2/2

5/5

Астрономия

34 / -

0 / 1

 

Химия

68 / 204

1/1

3/3

Биология

68 / 204

1/1

3/3

Информатика и ИКТ

68 / 272

1/1

4/4

Итого

  

26/25

-

Компонент образовательного учреждения

 

 

 

Иностранный язык 2

136 / -

2/2

 

Искусство (МХК)

- / 68

 

1/1

Всего часов

  

28/27

 

Элективные курсы по выбору, обеспечение профильности

- / 748

 

11/11

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

 

2516

 

37