Средняя школа

Учебный план образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы)

Срок освоения 2 года

     Реализация образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной  программы предусматривает изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность.

     Учебный план гимназии не задает жесткого набора предметов для выбора профиля, он содержит перечень учебных предметов  для формирования индивидуального учебного плана учащегося. Каждый учащийся самостоятельно определяет выбор предметов, изучаемых им на базовом или углубленном уровнях, а также набор элективных курсов в пределах допустимой  учебной нагрузки.     Тем самым в рамках гомогенных групп (не классов) по общим предметным интересам объединяются учащиеся, имеющие сходные потребности для изучения предметов на различных уровнях (базовом или углубленном). В соответствии с этим составляются и индивидуальные расписания для учащихся под их индивидуальные учебные планы.

     Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, а также намерений и предпочтений обучающихся и их родителей (законных представителей).

     Индивидуальный учебный план создает обучающемуся условия для развития и реализации умственного и творческого потенциала, дальнейшего профессионального самоопределения.

     В существующей системе обучения по индивидуальным образовательным траекториям у учащихся есть возможность «ошибки», возможность переосмыслить и изменить уровень углубленного или базового изучения отдельных предметов. Таким образом, в период обучения в 10 классе у учащегося есть возможность смены профиля. Такой подход особенно важен для тех, кто еще не определился или его выбор не вписывается в рамки стандартных профилей. Документально возможность смены профиля прописана в «Положении об организации профильного обучения в МОУ «Гимназия № 10» (п.3.11).

Нормативно-правовой основой обучения являются следующие документы:

 

Годовой учебный план среднего общего образования на 2020-2021 учебный год для формирования индивидуальных планов при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в 10-х классах

(Универсальный профиль)

Предметная область

Учебные предметы Базовый уровень

Кол-во часов

Учебные предметы Углубленный уровень

Кол-во часов

Русский язык и литература

Русский язык

1/34

Русский язык

 

Литература

3/102

Литература

5/170

Родной язык и родная литература

Родной язык

1/34

Родной язык

 

Иностранные языки

Иностранный язык

3/102

Иностранный язык

6/204

Общественные науки

История

2/68

История

4/136

География

1/34

География

3/102

Обществознание (включая экономику и право)

2/68

Обществознание

3/102

 

 

 

 

Экономика

1/34

Право

1/34

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

4/136

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

6/204

Информатика

1/34

Информатика

3/102

Естественные науки

Физика

2/68

Физика

5/170

Химия

1/34

Химия

3/102

Биология

1/34

Биология

3/102

ФК, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

2/68

 

 

 

 

 

 

Основы безопасности жизнедеятельности

1/34

 

Индивидуальный проект

2/68

Курсы по выбору

Элективные курсы

Математика и компьютер

1/34

 

 

 

               11

Олимпиадное программирование

2/68

 

 

Психологическая подготовка к ЕГЭ

1/34

Актуальные вопросы обществознания. Право

1/34

Актуальные вопросы обществознания. Экономика и бизнес

1/34

Основы русской словесности

1/34

Проблемы экологии

1/34

Основы православной культуры

1/34

Путь к успеху (немецкий язык) проект

1/34

Решение расчетных задач по химии

1/34

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе         

34

Итого:                                                                                                    1156


В учебный план 10 классов при введении ФГОС СОО входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • русский язык и литература (русский язык, литература, МХК);
  • родной язык и родная литература (родной язык);
  • иностранные языки (иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

  Кроме этого в учебной нагрузке учащихся 10 классов учтены часы для работы над индивидуальным проектом, а также избыточный набор для обязательных элективных курсов по выбору.

 

 

Перечень предметов для выбора индивидуальных образовательных траекторий

МОУ «Гимназия №10» 2020-2021 учебный год

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения, базовый/ профильный

Количество часов в неделю на базовом уровне

Количество часов в неделю на углубленном и профильном уровне

11-1,2 класс

Русский язык

102 / -

1/2

 

Родной русский язык

34 / -

1/0

 

Литература

204 / 340

3/3

5/5

Иностранный язык 1

204 / 408

3/3

6/6

Математика

272 / 408

4/4

6/6

История

136 / 272

2/2

4/4

Обществознание (включая право, экономику)

272 /  -

2/2

 

Обществознание

- / 204

 

3/3

Право

- / 34

 

1/0

Экономика

- / 34

 

1/0

МХК

- / 68

 

1/1

ОБЖ

68 / -

1/1

 

Физическая культура

136 / -

2/2

 

География

68 / 204

1/1

3/3

Физика

136 / 340

2/2

5/5

Астрономия

34 / -

0 / 1

 

Химия

68 / 204

1/1

3/3

Биология

68 / 204

1/1

3/3

Информатика и ИКТ

68 / 272

1/1

4/4

Индивидуальный проект

68 / -

2 / 0

 

Всего часов

в зависимости от выбранной

индивидуальной траектории

от 2278 до 2312 за 2 года, в неделю 33-34 часа в неделю

Элективные учебные курсы по выбору

13 курсов по выбору в рамках

предельно допустимой нагрузки

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

 

2312

 

 

 

Формы промежуточной аттестации[1]:

Предмет

Форма

Русский язык

Тестирование по материалам ЕГЭ

Литература

Тестирование по материалам ЕГЭ

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Тестирование по материалам ЕГЭ

Иностранный язык

Тестирование по материалам ЕГЭ

Биология

Тестирование по материалам ЕГЭ

История

Тестирование по материалам ЕГЭ

Обществознание

Тестирование по материалам ЕГЭ

Физическая культура

Спортивное тестирование (основная группа)

Спортивное тестирование по упрощенным схемам (подготовительная группа)

Защита проектов (специальная группа)

Основы безопасности жизнедеятельности

Зачетная работа

Индивидуальный проект

Предъявление и   защита проекта

Информатика

Тестирование по материалам ЕГЭ

Физика

Тестирование по материалам ЕГЭ

Астрономия

Зачетная работа

Химия

Тестирование по материалам ЕГЭ

Право

Контрольная работа

Экономика

Контрольная работа

География

Тестирование по материалам ЕГЭ

Элективный курс

Зачетная работа

 


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


 

ЛИТЕРАТУРА, МХК

Профильный курс по литературе 10- 11 классы – 5 часов в неделю.

Курс по МХК (Мировая художественная культура) 10-11 классы – 1 час в неделю

 Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом.


 

МАТЕМАТИКА

В рамках предмета «Математика» изучаются модули «Алгебра и начала анализа», «Геометрия».  Профильный курс по математике 10-11 класс – 6 часов в неделю:

  • модуль «Алгебра и начала анализа» – 4 часа в неделю;
  • модуль «Геометрия»    – 2 часа в неделю.

       Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету и планирующих поступать в ВУЗы на специальности, связанные с ним, в 11 классе предполагается обучение  математики на профильном уровне в составе групп скомплектованных из параллели.

Основные цели профильного курса математика:

формирование устойчивых представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

    овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изуче­ния школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения обра­зования и освоения избранной специальности на современном уровне;

    развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и ин­туиции, творческих способностей, необходимых для продолжения об­разования в области математики и ее приложений, а так же в будущей профессиональной деятельности;

    воспитание средствами математики культуры личности через зна­комство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического про­гресса.


 

ИНФОРМАТИКА И ИКТ       

Профильный (углубленный) курс 10-11 класс – 4 часа в неделю.

Предмет «Информатика и ИКТ» в старшей школе является продолжением одноименного предмета, который изучался на начальном и основном уровнях.

Программа по предмету «Информатика и ИКТ» включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики
  • Алгоритмы и программирование
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Отличие профильного (углубленного) курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними. Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», это направление является одним из ведущих.  Приоритет этой линии объясняется квалификационными требованиями к подготовке  ИТ-специалистов.

Профильный (углубленный) курс «Информатики и ИКТ»  является средством  предвузовской подготовки выпускников гимназии, мотивированных на дальнейшее обучение в системе высшего профессионального образования на ИТ-ориентированных специальностях и направлениях. 


 

ИСТОРИЯ

Профильный курс по истории 10-11 класс – 4 часа в неделю.

Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса не только связано с подготовкой  учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегрированной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.


 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Профильный курс по обществознанию 10-11 класс – 3 часа в неделю.

Содержание среднего обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.  

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе и базовому уровню. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.


 

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

При изучении предмета на профильном уровне в 10-11 классах отводится 6 часов в неделю.

Основной целью введения профильного обучения в гимназии является совершенствование системы обучения иностранным языкам, переход к личностно-ориентированному обучению, введение в практику старшей школы курсов, гармонично сочетающих требования, предъявляемые к выпускнику со стороны государства и общества, индивидуальными и интересами каждого отдельного выпускника. Согласно концепции образования, содержание обучения иностранному языку в старших классах разделяется на общеобразовательный и профильный курсы. Для тех, кто предполагает получить дальнейшее высшее образование, связанное с иностранными языками, подготовка по данным предметам носит более фундаментальный характер. Выпускники, изучающие профильный курс, должны не только поступать в языковые ВУЗы, но и успешно учиться дальше, не испытывая трудностей, связанных с изучением иностранных языков. Наличие у учащихся внутренней мотивации позволяет задать достаточно высокий уровень овладения изучаемым материалом.


 

БИОЛОГИЯ

Профильный курс по биологии 10-11 класс – 3  часа в неделю.

Курс биологии в программе среднего общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.


 

ФИЗИКА

На школьный курс физики в 10-11 классах выделены часы в соответствии с учебным планом на профильном уровне – 5 часов

Основной целью введения профильного обучения в гимназии является совершенствование системы обучения физике – переход к личностно-ориентированному обучению, введение в практику старшей школы курсов физики, различных по содержанию, интенсивности обучения,  гармонично сочетающих требования, предъявляемые к выпускнику со стороны государства и общества, с индивидуальными возможностями и интересам каждого отдельного выпускника. Согласно концепции физического образования, содержание обучения физики в старших классах разделяется на общеобразовательный и профильный курсы. Для тех, кто предполагает получать в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой, подготовка по физике носит более фундаментальный характер.
 Наличие у учащихся внутренней мотивации позволяет задать достаточно высокий уровень изложения материала, ввести некоторые новые содержательные линии, знакомить с разнообразными идеями и методами физических исследований, показывать решения нестандартных физических и прикладных задач.


 

ХИМИЯ

Профильный  курс по химии 10- 11 класс – по 3 часа в неделю.

В соответствии с базисным учебным планом, реализуется программа О.С.Габриеляна, соответствующая государственному образовательному стандарту профильного уровня.

Задачи:

  • дать учащимся глубокие систематические знания по предмету,
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать умения наблюдать и объяснять химические явления,
  • раскрыть вклад химии в понимание научной картины мира,
  • развить умение учащихся решать задачи по химии различных уровней сложности.

 


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 Изучение русского языка проводится в 10 – 11 классах в соответствии с программой обучения:  1 час в неделю.
 Программа Львовой С.И. «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы» учитывает необходимую реализацию в образовательном процессе метапредметной функции, которую выполняет родной язык на всех этапах обучения ребенка в современной школе.


 

РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

 На изучение отводится 1 час в неделю. 
Изучение проводится на базе той же программы Львовой С.И. «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», в изучение вынесены темы раздела «Культура речи». Темы соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. 


 

ЛИТЕРАТУРА

На базовом уровне в 10-11 классе отводится по 3 часа в неделю.


 

МАТЕМАТИКА

В рамках предмета «Математика» изучаются модули «Алгебра и начала анализа», «Геометрия».

Алгебра 10 -11 класс, базовый уровень:

10 класс – 2 часа в неделю в первом полугодии, 3 часа в неделю во втором полугодии;

11 класс – 2 часа в неделю в первой учебной четверти, 3 часа в неделю во второй, третьей, четвертой учебных четвертях. 

Геометрия 10-11 класс, базовый уровень:

10 класс – 2 часа в неделю в первом полугодии, 1 час в неделю во втором полугодии;

11 класс – 2 часа в неделю в первой учебной четверти, 1 час в неделю во второй, третьей, четвертой учебных четвертях. 

      При изучении математики на базовом уровне так же предполагается деление на алгебру (начала анализа) и геометрию.

  • Алгебра нацелена на формирование математического аппарата необходимого гимназистам для решения задач из смежных предметов и окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения и способностей к творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания разнообразных природных процессов и явлений  (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.).
     Учитывая нацеленность курса алгебры (начал анализа) на формирование математического аппарата необходимого для решения задач из смежных предметов и окружающей реальности,  увеличено количество учебных часов во 2,3 и 4 учебных четвертях  11 класса до 3 ч в неделю.
  • Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования гимназистов, необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,  для развития пространственного воображения, интуиции,  для эстетического воспитания в процессе восприятия красоты геометрических форм.


 

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Нагрузка на учащегося предусмотрена в размере: 1 час -  10,11 классы (базовый уровень).


 

ИСТОРИЯ

10, 11 классы – преподавание Всеобщей истории и истории России осуществляется параллельно (из расчета 2 часа в неделю на базовом уровне).


 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 10-11 класс базовый уровень – 2 часа в неделю (с изучением 0,5 часа «Экономика» и 0,5 часа «Право»).


 

ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Согласно федеральному базисному учебному плану в 10-11 классах  предусмотрены учебные предметы «Экономика», «Право»  на базовом уровне, рассчитанные на  0,5 часа в неделю  каждый. 
 Для  обучающихся 10-х классов, изучающих предмет «Обществознание» на профильном уровне, на каждый предмет, «Экономика» и «Право», выделяется по 1 часу в неделю с целью уменьшения учебной нагрузки в 11-м  классе.


 

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

На базовом уровне отводится 3 часа в неделю.


 

ФИЗИКА

На школьный курс физики в гимназии выделены часы в соответствии с учебным планом  – на базовом уровне 2 часа в неделю.


 

АСТРОНОМИЯ

На курс астрономии выделен 1  час в 11 классе.
В ходе изучения предмета  знания о космических явлениях систематизируются в стройную систему, а также происходит знакомство обучающихся с современными исследованиями и важнейшими открытиями ученых.


 

БИОЛОГИЯ

Преподавание на базовом уровне ведется в соответствии с БУП – 1 час в неделю.


 

ХИМИЯ

На базовом уровне в 10-11 классах – 1 час в неделю.


 

ГЕОГРАФИЯ

Обучение географии осуществляется в 10 и 11 классах – 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом.

Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма,  уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.


 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  

Преподавание в соответствии с БУП – с 10 по 11ый класс – 2 часа в неделю, третий час организован в рамках внеурочной деятельности в рамках образовательной программы.

Главной целью изучения физической культуры является создание основы реализации личных и социальных потребностей в сфере физической культуры, характеризующиеся способностью осуществлять  оптимальный выбор и применение средств физической культуры для расширения двигательных возможностей человека, умения бережно относится  к здоровью, всестороннего психофизического развития, определения эффективных способов организации здорового образа жизни.


 

ОБЖ 

  Преподавание ведется в   10-11 классах – по 1 часу в неделю. 
 Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни;
  • об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; 
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; 
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.


 С целью создания условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания образования старшеклассников и удовлетворения познавательных интересов обучаю­щихся в различных сферах человеческой деятельности, в 10 и 11 классах вводятся
элективные учебные курсы по выбору:
 

Наименование курса

10

класс

11

класс

Математика и компьютер

1

2

Олимпиадное программирование

2

2

Психологическая подготовка к ЕГЭ

1

1

Актуальные вопросы обществознания. Право.

1

1

Актуальные вопросы обществознания. Мировая экономика.

1

1

Актуальные вопросы обществознания. Экономика и бизнес.

1

1

История русской национальной культуры

 

1

Основы русской словесности

1

1

Решение расчетных задач по химии

1

1

Проблемы экологии

1

 

Основы православной культуры

1

1

Путь к успеху

1

 

 


[1] Промежуточной аттестацией считается годовая отметка за курс 10, 11 класса, выставляемая с учетом итоговых работ, проводимых в данных формах