Начальная школа

       Учебный план для 1-4 классов ориентирован на четырехлетний нормативный  срок  освоения   программ начального общего образования.

Учебный план обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного  стандарта, состав  и  структуру  обязательных  предметных  областей,  отражающих  требования стандарта.

Максимальная нагрузка на учащихся:

В 1-х классах – по пятидневной учебной неделе -  21 час;

Во 2-3 классах – по пятидневной учебной неделе -  23 часа;

В 4х классах – по 6-дневной учебной неделе – 26 часов.

 

Содержание образования в 1-2 классах  реализуется с использованием программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

В данной программе воплощаются следующие идеи:

• обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

•   методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональном культуры;

•  обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

 

Содержание образования во 3-4 классах  реализуется с использованием образовательных программ  систем  обучения  Л.В. Занкова. Обучение  по этой программе дает возможность реализовать приоритетные цели:

  1. Целостное гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.
  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение школьником основных компонентов учебной деятельности.
  3. Формирование готовности к самообразованию.
  4.  Определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

 

Учебный план ориентирован на достижение следующих планируемых результатов:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  составляющие основу умения учиться;
  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

 

Годовой учебный  план МОУ «Гимназия № 10»

начальное общее образование

(1-3 классы пятидневная учебная неделя,

4 классы шестидневная неделя)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

 

 

Всего

1-й класс

2-й

класс

3-й

класс

4-й

класс

Русский язык и литературное чтение

Русский  язык

132

119

128

162

541

Литературное чтение

132

119

128

128

507

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык

16

17

8

8

49

Литературное чтение на родном языке

16

17

8

8

49

Иностранный язык

Иностранный язык

 

68

68

68

204

Математика  и информатика

Математика

132

136

136

136

540

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

66

68

68

68

270

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

34

34

Искусство

Музыка

33

34

34

34

135

ИЗО

33

34

34

34

135

Технология

Технология  (труд)

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

Итого

692

748

748

816

3004

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

 

 

 

 

 

 

Иностранный язык

 

34

34

34

102

 

Информатика и ИКТ

 

 

 

34

34

Итого

 

 

34

34

68

136

Максимально допустимая недельная нагрузка

692

782

782

884

3140

 

 

 

 

Недельный учебный  план МОУ «Гимназия № 10»

начальное общее образование

(1-3 классы пятидневная учебная неделя,

4 классы шестидневная неделя)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

 

 

Всего

1-й класс

2-й

класс

3-й

класс

4-й

класс

Русский язык и литературное чтение

Русский  язык

4

3,5

3,75

4,75

16

Литературное чтение

4

3,5

3,75

3,75

15

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык

0,5

0,5

0,25

0,25

1,5

Литературное чтение на родном языке

0,5

0,5

0,25

0,25

1,5

Иностранный язык

Иностранный язык

 

2

2

2

6

Математика  и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

ИЗО

1

1

1

1

4

Технология

Технология  (труд)

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого

21

22

22

24

89

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

 

 

 

 

 

 

Иностранный язык

 

1

1

1

3

 

Информатика и ИКТ

 

 

 

 1

1

Итого

 

 

1

1

2

4

Максимально допустимая недельная нагрузка

 

21

 

23

 

23

 

26

 

93

Формы промежуточной аттестации[1]:

Предметные области

Учебные предметы

II класс

III класс

IV класс

Русский язык и литература

Русский язык

Административная контрольная работа

Административная контрольная работа

Административная контрольная работа

Литературное чтение

Проверка навыка чтения

Проверка навыка чтения

Проверка навыка чтения

Иностранный язык

Иностранный язык

Проверочная работа

Проверочная работа

Проверочная работа

Математика и информатика

Математика

Административная контрольная работа

Административная контрольная работа

Административная контрольная работа

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

Проверочная работа

Проверочная работа

Проверочная работа

Физическая культура

Физическая культура

Спортивное тестирование (основная группа)

Спортивное тестирование по упрощенным схемам (подготовительная группа)

Защита проектов (специальная группа)

Спортивное тестирование (основная группа)

Спортивное тестирование по упрощенным схемам (подготовительная группа)

Защита проектов (специальная группа)

Спортивное тестирование (основная группа)

 

Спортивное тестирование по упрощенным схемам (подготовительная группа)

Защита проектов (специальная группа)

 

 

В обязательной части зафиксированы следующие предметные области:

 

 

N п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1

Русский язык и литературное чтение

Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

2

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

3

Иностранный язык

Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.

4

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

5

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

6

Основы религиозных культур и светской этики

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

7

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

8

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности

9

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

 

Предметная область «Русский язык и литература» представлена следующими учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение».  

На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится в неделю  в 1 классе -4 часа,  во 2-м – 3,5 ч  в 3- 4-х классах отводится по 3,75 часа.

  Учебный предмет «Литературное чтение» изучается в в 1 классе -4 часа,  во 2-м – 3,5 ч  в 3- 4-х классах  по 3,75 часа  в  неделю.

Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена следующими учебными предметами: «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке».  

На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1-  2 классах  отводится по 0,5 часов в неделю, в 3-4 классах -0,25ч . Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается -  в 1-2 классах отводится по 0,5 часов в неделю, в 3-4 классах -0,25ч.

Предметная область «Иностранный язык» представлена следующим учебным предметом: «Иностранный язык».  

Изучение учебного предмета «Иностранный язык» осуществляется по 3 часа в неделю во 2-4 классах в связи с переходом на программу углубленного изучения иностранных языков в основной школе. Цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной,   учебно-познавательной.

 При проведении занятий по учебному предмету «Иностранный язык»  осуществляется деление классов на две группы.

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». На освоение содержания математики отводится   4 часа в неделю в каждой параллели. 

Обучающиеся   овладеют  основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут  необходимые вычислительные навыки.

 Особое место в гимназии уделяется обеспечению первоначальных  представлений о компьютерной грамотности учащихся. С этой целью в 4 классах за счет компонента образовательного учреждения  введен 1 час на предмет «Информатика и ИКТ». Обучение информатике нацелено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром является  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентностей. При этом в содержании курса для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. Удельный вес метапредметной части оказывается довольно широким. Курс «Информатики и ИКТ» призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир»,  который изучается с 1 по 4 классы по 2 часа в неделю. Предмет  формирует уважительное отношение к семье, России, истории и культуре,   природе нашей страны, ее современной жизни. Правила дорожного движения и основы безопасности  жизнедеятельности изучаются интегрировано в рамках этого учебного предмета.

Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». На изучение каждого из данных учебных предметов отводится по  1 часу в неделю с 1 по 4 классы.  У  обучающихся развиваются способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному  восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих  работах своего отношения к окружающему миру.

Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» (1 час в неделю) в 1-4-х  классах. В основе данного предмета  лежит    осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при   изучении других предметов. Модуль «Практика работы на компьютере» реализуется в рамках предмета «Технология» с 1-го класса.

Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура»  (3 часа в неделю с 1 по 4 класс), целью которого  является укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному  развитию обучающихся, формированию основ здорового образа жизни учащихся и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой. В 3-4  классе 3-й час физкультуры реализуется через предметный модуль «Шахматы», направленный на воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

Предметная область   «Основы религиозных культур и светской этики»  представлена  учебным  курсом  ОРКСЭ, который реализуется в   4  классах   1 час в неделю.

Цель  изучения данного предмета:

 –  развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-  формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

- осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Раздел «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов.

Гимназия  предоставляет учащимся возможность выбора занятий, направленных на развитие  личности  в рамках внеурочной деятельности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются пожеланию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения (занятия проводятся в  форме проектной деятельности, экскурсий, кружков, секций,  научных  обществ, олимпиад, соревнований, поисковых исследований).

Внеурочная деятельность в 1-4-х классах организована в соответствии с Положением об организации внеурочной деятельности учащихся по следующим направлениям:

- духовно-нравственное;

-  социальное;

- общеинтеллектуальное;

- художественно-эстетическое; 

- спортивно - оздоровительное.

Реализация внеурочной деятельности осуществляется через возможности гимназии  и  учреждений дополнительного образования  города Твери.   



[1] Промежуточной аттестацией считается годовая отметка за курс  II , III,  IV класса, выставляемая с учетом итоговых работ, проводимых в указанных формах.