Классный час «Личность ученого в истории науки»
Игорь Васильевич Курчатов 110 лет со дня рождения (1902/1903 – 1960)
Игорь Васильевич Курчатов (30 декабря 1902 (12 января 1903 Москва) — русский советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943).
В истории физики, как и любой другой науки, известны имена выдающихся ученых, которые своими трудами более или менее значительно опередили свой век. Так, например, Ломоносов почти на столетие раньше «срока» сформулировал идею молекулярно-кинетической теории. То же можно сказать и о Циолковском, который примерно на полстолетия опередил эру ракетной техники. Заслуженное признание и слава пришли для этих ученых слишком поздно. Они сами при жизни не могли участвовать в развитии своих идей. Истинно счастлив ученый, который идет «в ногу» со временем.
Академик Игорь Васильевич Курчатов был именно счастливым ученым. Он всегда интуитивно чувствовал развитие современной ему физики и занимался самыми актуальными, самыми животрепещущими, самыми многообещающими вопросами науки. Он верил в беспредельную мощь науки и заразил этой верой своих сотрудников.
«Я счастлив, - говорил И.В.Курчатов 15 января 1960 г., - что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке великой Страны Советов… Я глубоко верю и твердо знаю, что наш народ, наше правительство только благу человечества отдадут достижения этой науки».
Цель: познакомить учащихся с одним из крупнейших физиков России, показать, что даже исследования в ядерной физике и создание атомной и водородной бомб не мешают ученому быть борцом за мир. Показать «человеческое лицо науки».
Ход занятия
Заранее разбить класс на три группы. Предложить познакомиться с жизнью и научными исследованиями Игоря Васильевича Курчатова:
1 группа – Детство и юность (довоенный период).
2 группа – Овладение энергией атома (создание атомной и
водородной бомб).
3 группа – Мирные профессии атома. Борьба за мир.
На классном часу учащиеся рассказывают о проделанной работе. Могут подготовить презентации, доклады-рассказы, видеоотчеты.
Дополнительный материал
Ч Е Л О В Е К
Людмила Татьяничева
Вступающим в жизнь, говорю наперед:
Железо кузнец, а не молот кует.
Птицу сбивает не дробь, а стрелок.
Хлеб выпекает не печь – хлебопек.
Так было и будет. И в атомный век
Не атом владычит, а ЧЕЛОВЕК,
Машины лишь верные слуги его.
Им без него не свершить ничего.
Ни в горной глуши рассекретить руду,
Ни в дикой степи проложить борозду,
Ни город построить, ни сжечь его в прах.
Судьбы планеты он держит в руках.
Судьбы планеты со всей ее болью.
С борьбой ее трудной и солнечной новью,
С ядерной бомбой, нависшей над веком…
Очень ответственно БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!
Ф И З И К А М
Людмила Татьяничева
Мир атомов, на звездный мир похож.
В нем есть свои туманности и солнца.
И этот мир, куда никто не вхож,
Вам просто так, на милость, не сдается.
Его гвардейским приступом не взять.
Не сокрушить штыком или снарядом.
Какую надо силу, чтоб разъять
Сто тысяч гроз в себе таивший атом?!
Ваш труд упорен, напряжен, как бой.
Но подвиг ваш не всякому заметен:
От вкрадчивой атаки лучевой
Не остается шрамов и отметин…
Неисчерпаем мужества запас,
Когда мечта высокого разбега.
Как скорость в крыльях, воплотился в вас
Могучий разум молодого века.