Методика обучения

Школа — место, в котором наши дети проводят большую часть дня. Но интересно ли им там, действительно ли нравятся занятия и учителя, хочется ли им возвращаться туда снова и снова?

Методы обучения в современной школе

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа

«Скажите мне – я забуду,

Покажите мне – я запомню,

Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов

Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.

Человек запоминает

  • 10% того, что он читает,
  • 20% того, что слышит,
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
  • 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
  • 90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский). Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский

Требования к методам обучения

Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.

Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.  Выбор методов обучения зависит:

  • От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
  • От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
  • От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
  • От уровня подготовленности учащихся.
  • От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
  • От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Особенности современного урока

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

  • Создается доброжелательная атмосфера.
  • Формируется высокий уровень мотивации.
  • Придаётся большое значение способам учебной работы.
  • Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

Организационные основания урока

  • Работают все и работает каждый.
  • Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
  • Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
  • Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
  • Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.

Учитель – консультант, наставник, партнер.

Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения

  • Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.
  • Метод должен обязательно соответствовать цели урока.
  • Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
  • Каждый метод имеет своё предметное содержание.
  • Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.) Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

    Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

    Моя личная позиция

    • Оптимальное сочетание форм работы на уроке.
    • Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.
    • Развитие мыслительных процессов у учащихся.
    • Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.
    • Реализация принципа индивидуального подхода.

    Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

    Наиболее продуктивными считаю:

    • Игровые формы;
    • Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
    • Организация самостоятельной деятельности учащихся;
    • Создание конкретных ситуаций, их анализ;
    • Постановка вопросов, активизирующих диалог.
    • Проблемное обучение.

    Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.

    Игра

    «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».С. Френе

    Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

    Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

    На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

    Пары и группы

    Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках. 

  • Проблемные методы.

    • Выполнил ли я то, что задумал?
    • Что было сделано хорошо?
    • Что было сделано плохо?
    • Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
    • Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект
    •   Метод дискуссии
    • Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.

      Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

      ИКТ

      Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:

      • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
      • усилить мотивацию учения;
      • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;
      • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
      • создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

      Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

      Метод незаконченного рассказа

      Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».

      В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

      Что заставило героя поступить именно так?

      Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

      Методы начала урока

      «Улыбнемся друг другу».

      Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

      «Приветствие».

      Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена. Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

      Методы выяснения целей

      «Знаем – не знаем»

      Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

      «Цветочная поляна»

      Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений.

      «Воздушные шарики»

      Методы подведения итогов

      Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

      «Кафешка»

      Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:

      • Я съел бы еще этого…
      • Больше всего мне понравилось…
      • Я почти переварил…
      • Я переел…
      • Пожалуйста, добавьте…

      «Ромашка»

      Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

      «Итоговый круг»

      На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».

      Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

    • Методы релаксации

      Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

      Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

      Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

      Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. «Веселый мяч». «Физминутки для глаз». «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»

      Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:

      • позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
      • способствуют лучшему усвоению знаний;
      • вызывают интерес к познанию;
      • формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

      Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

  • Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

    Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

    Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

    Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

    Метод проектов

    Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».

    Основные этапы проектной деятельности

    • Выбор темы проекта.
    • Работа с разными источниками.
    • Выбор формы предъявления проекта.
    • Работа над проектом.
    • Оформление результатов.
    • Защита проектов.

    Подведение итогов. В конце работы ученик должен ответить на вопросы:

     

    • Выполнил ли я то, что задумал?
    • Что было сделано хорошо?
    • Что было сделано плохо?
    • Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
    • Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?
    • Метод дискуссии

      Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.

      Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

      ИКТ

      Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:

      • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
      • усилить мотивацию учения;
      • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;
      • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
      • создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

      Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

      Метод незаконченного рассказа

      Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».

      В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

      Что заставило героя поступить именно так?

      Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

      Методы начала урока

      «Улыбнемся друг другу».

      Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

      «Приветствие».

      Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена. Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

      Методы выяснения целей

      «Знаем – не знаем»

      Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

      «Цветочная поляна»

      Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений.

      «Воздушные шарики»

      Методы подведения итогов

      Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

      «Кафешка»

      Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:

      • Я съел бы еще этого…
      • Больше всего мне понравилось…
      • Я почти переварил…
      • Я переел…
      • Пожалуйста, добавьте…

      «Ромашка»

      Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

      «Итоговый круг»

      На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».

      Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

    • Методы релаксации

      Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

      Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

      Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

      Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. «Веселый мяч». «Физминутки для глаз». «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»

      Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:

       

      • позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
      • способствуют лучшему усвоению знаний;
      • вызывают интерес к познанию;
      • формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
  • Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.