Работа МБОУ СОШ № 27 по формированию навыков и культуры здорового питания

163420916916342090701634209075163420908016342090841634209088

Семинар-практикум "Организация питания и сервировка стола в ДОУ" 

I Теоретическая часть

1.Актуальность.

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, является при этом одним из важных показателей развития страны.

Значительное место отводится в нем питанию. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.

Очень большое значение имеет  правильная организация питания детей в детских дошкольных учреждениях. И от того, как организовано в них питание, во многом зависит уровень физического и нервно- психического развития детей, а также показатели заболеваемости.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Однако не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

2.Формирования культурно-гигиенических навыков

Усложнение навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Необходимо учитывать, что малыши 2-3 летнего возраста впервые сталкиваются с такими задачами, как умывание, мытье рук, использование полотенца и т.д. Знакомство с этими важными  навыками должно быть мягким и терпеливым со стороны взрослых.   Однако не стоит забывать, что излишняя мягкость так же не желательна, так как ребенок однажды потерпев неудачу в довольно не легкой для него задаче, и почувствовав незамедлительную помощь взрослого, в следующий раз может отказаться что-либо делать сам.

Одной из главных задач в работе с детьми I младшей группы  (от 2 до 3 лет) детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

  • Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
  •  В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку.
  • Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

2 младшая группа (3 -4 года)

  • научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;
  • сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года), салфеткой, полоскать рот после еды.

    средняя группа (4 -5 лет)

  • совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

старшая группа (5 -6 лет)

  • закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
  • продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

подготовительная к школе группа (6 -7 лет)

  • закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.

 

3. Методы и формы организации работы с детьми

 

  • Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)

 

  • Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)

 

  • Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

 

4.Проблемы с  питанием: плохой аппетит или?

 

Воспитать у ребенка есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Важно выяснить причины возникновения плохого аппетита:

  • - наличие разных заболеваний, проблем со здоровьем (повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины);
  • - ребенок ест без аппетита после большой физической нагрузки или сильных переживаний, например, обиды или огорчения;
  • - несформированность правильного отношения к еде (привычка есть однообразную пищу или только любимые блюда, отсутствие привычки самостоятельно принимать пищу)

 

  1. Условия воспитания положительного отношения к еде

В основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение:

  • удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
  • благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
  • разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
  • исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;
  • постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно давать неполную норму);
  • оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);
  • позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);
  • во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.

6.  Порядок действий по организации приема пищи:

1.  Подготовка к приему пищи.

  • Соблюдение гигиенических требований - мебель расставлена удобно, в соответствии с ростом детей; проведены все эпидемиологические мероприятия. 
  • Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду.
  •  Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.
  • Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
  • Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

2.  Организация дежурства

Ежедневно определяются дежурные по  столовой  — 2–3 ребенка. Правило, по  которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми и оно должно быть понятно всем детям. То, что дежурные должны делать, тоже должно быть всем понятно, и  в первую очередь самим дежурным. Имена дежурных надо писать крупными печатными буквами на  специальном стенде, хотя дети еще и  не  умеют читать (желательно рядом с именами помещать фотографии детей). Дежурных надо как-то  выделять, например, выдавать фартуки или повязки, что- бы всем было видно, кто сегодня дежурит. Дежурство  — это почетно, это важно, это интересно, это ответственно. Именно такое отношение к общественно-полезным занятиям надо формировать у детей.

Задачи педагога:

  • Позаботиться о том, чтобы все знали, кто сегодня дежурит:

обозначить имена дежурных на стенде, выдать им необходимые атрибуты (фартук, повязку или др.), объявить дежурных на утреннем круге.

  • Давать дежурным посильное задание, чтобы они знали свои обязанности и чтобы могли успешно с ними справиться.
  • Формировать у дежурных ответственное отношение к порученному делу, стремление сделать его хорошо.
  • Способствовать тому, чтобы остальные дети видели и ценили труд дежурных, учились быть им благодарными за их старание, не забывали поблагодарить.
  • Использовать образовательные возможности режимного момента (поддержание навыков счета, развитие речи, мышления и т. д.).

Общие требования:

  • дежурство носит характер поручений;
  • единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;
  • обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);
  • назначают по 1 дежурному для каждого стола;
  •  поощрение и благодарность за помощь;

младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

- сервировка стола под руководством взрослого;

- уборка использованных салфеток;

- составление грязной посуды стопкой в центре стола.

старший возраст:

- сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);

- размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

- уборка грязной посуды и использованных салфеток.

Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи . Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

3. Прием пищи

Нельзя заставлять детей есть, важно, чтобы они кушали с  аппетитом. Если есть возможность, то  надо предоставлять детям выбор хотя бы из двух блюд — ребенок с большим удовольствием будет есть то, что он сам выбрал. Надо учитывать, что дети едят с разной скоростью, не надо их торопить, пусть они кушают в своем темпе. Недопустимо заставлять ребенка сидеть за  столом в  ожидании еды или после ее приема. Нужно, чтобы дети знали правило: поел — поблагодари и иди играть.

Плакат с меню. Рекомендуется вывешивать для детей меню, написанное простыми словами крупными печатными буквами, лучше с картинками и пиктограммами. Меню, как и все плакаты для детей, надо вывешивать на уровне глаз, чтобы дети могли их рассматривать, обсуждать и пытаться прочитать, что там написано.

Воспитание культуры поведения за столом. Известная русская пословица «Когда я ем, я глух и нем» очень хороша и детям понятна. Однако не  надо полностью запрещать детям разговаривать за  столом. Ведь мы, взрослые, беседуем за столом, общаемся? Надо воспитывать культуру поведения: не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой, не мешать другим непрерывной болтовней, быть вежливым, использовать вежливые слова и прочее.

Второй завтрак (особенности проведения). Главное, чтобы второй завтрак прошел организованно и не затянулся во времени. Надо, чтобы дети быстро помыли руки, перекусили и пошли одеваться для прогулки. Очень хорошо, если педагог во время второго завтрака расскажет и сможет заинтересовать детей тем, что будет происходить на прогулке.

Обед (особенности проведения). Обед проводится так же, как завтрак, с тем лишь отличием, что, пообедав, ребенок идет не играть, а готовиться ко сну. За обедом педагог может вспомнить вместе с детьми, о чем они читали накануне перед сном. Это поможет заинтересовать детей предстоящим чтением, и они более охотно пойдут спать.

Полдник (особенности проведения). При 10,5–12-часовом пребывании

возможна организация как отдельного полдника, так и уплотненного

полдника с включением блюд ужина (см. СанПиН 2.4.1.3049-13).

Ужин (особенности проведения). Обычно на ужин остается мало детей, поэтому педагог имеет возможность более полного общения с оставшимися детьми (поговорить задушевно, поиграть, позаниматься чем-нибудь интересным и т .д.).

4. Уборка грязной посуды и столов.

 Помощник воспитателя с дежурными убирают грязную посуду, освобождая ее от остатков пищи. Помощник промывает столы хозяйственным мылом, моет посуду, после того, как дети ушли спать.

6.Организация питания детей в группах

1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

- в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

- в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

2. Получение пищи на группу осуществляется помощником воспитателя строго по графику, утвержденному  зам.директора по УВР.

3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:

- промыть столы, провести дезинфекцию поверхностей столов;

- тщательно вымыть руки;

- надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

- проветрить помещение;

- сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет.

6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети).

7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

- во время сервировки столов на столы ставятся хлебные тарелки с хлебом;

- разливают III блюдо;

- в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);

- подается первое блюдо;

- дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

- по мере употребления детьми блюда, помощник воспитателя убирает со столов салатники;

- дети приступают к приему первого блюда;

- по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

- подается второе блюдо;

- прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

9.В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

7. Правильная сервировка стола

Это необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи:

- на чистый стол индивидуальная салфетка;

- бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо);

- хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается!);

- справа от тарелки кладут столовые приборы: ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз (когда едят суп, ведут ложку от себя); если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши).То, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет. При этом вилку держат в правой руке, а левой придерживают тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные под краем);

- если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку;

- салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке;

- все блюда разливаются согласно возрастной норме:

II Практическая часть

Цель: оказание методической помощи воспитателям и помощникам воспитателям по организации приема пищи.

Материалы: тарелки глубокие – 5 штук, тарелки мелкие– 5 штук, вилки – 5 штук, ложки – 5 штук, ножи – 5 штук, салфетницы – 4 штуки, салфетки, ложки чайные – 5 штук, кружки – 5 штук, блюдца – 5 штук, хлебницы – 4 штуки, салатники – 5 штук, фартук – 2 штуки, пилотки – 2 штуки; обед (первое, второе блюдо, салат, компот, хлеб).

 

Из числа педагогов выбираются две команды: в каждой – 1 «дежурный», 1 «воспитатель», 1 «ребенок», 1 «помощник воспитателя».

Задача 1: сервировка стола.

«Воспитатель» организует досуг детей на ковре, а «помощник воспитателя» с «дежурным» накрывают на стол (сервировка стола).

Задача 2: прием пищи.

Потом воспитатель с ребенком садится за стол и следит за приемом пищи.

Задача 3: уборка со стола.