Буллинг, ОКПНД

БУЛЛИНГ или школьная травля – от англ.Bullying – запугивание, это физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких  лиц, в отношении ребенка – жертвы.

ПРИЧИНЫ:

Изменение социальной ситуации развития ребенка (разрушение естественных институтов семьи и детского сообщества, усиление процесса расслоения общества, ограничение общения со сверстниками)  - приводит к росту  социальной депривации, увеличению отверженных детей.

ОТЛИЧИЯ:

От других форм  агрессивного поведения буллинг отличается  тем, что осуществляется более  сильной группой или отдельными  одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически.

Происходит систематически в течение длительного времени  и осуществляется осознанно.

-Жертва остро переживает действие буллинга, но не может ответить на агрессию.
-Не путать травлю и непопулярность (суть непопулярности в том, что кто – то кого – то не любит, суть травли – насилие; популярность - вопрос психологический, групповое насилие – вопрос нарушения прав.
 
ПРИЗНАКИ:
-Неравенство сил;
-Повторямость;
-Высокая чувствительность жертвы.
 
УЧАСТНИКИ:

В ситуации травли всегда есть:

- Агрессоры
- Преследователи
- Наблюдатели
- Жертвы
 
УРОВНИ РЕАГИРОВАНИЯ НА СИТУАЦИЮ БУЛЛИНГА:
 
- Изменения в эмоциональной сфере
- Изменения в  когнитивной сфере
- Изменения в поведении
- Физиологические изменения
- Изменения коснутся всех участников
 
АГРЕССОРЫ:
1. Дети страдающие от насилия в семье.
2. Школьники  с нарциссическими чертами характера, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других, претендуют на высокий статус.
3. Агрессивные дети.
 
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ:
-Не популярны в классе
-Сами не готовы стать инициатором или защитить жертву
-Подчиняемы стадному чувству
-Часто не развита рефлексия, эмпатия
-Надеются заслужить расположение лидера
 
НАБЛЮДАТЕЛИ:
Основная масса детей – НАБЛЮДАТЕЛИ
1.Могут быть равнодушными (одобряющими, допускающими буллинг)
2.Не одобряющими буллинг
   В большинстве случаев испытывают большое психологическое
давление, испытывают тревожность, беспомощность, чувство вины  из – за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из – за того, что присоединились к буллингу…
 
ЖЕРТВЫ:
Возможные Роли:
- «ШУТ»,  «Козел отпущения»,
- «Покорная жертва», «Раб»,  
- «Белая ворона»,
- «Озлобленные»,
- «Непопулярные», «Ябеды»…
 
Жертвой буллинга может стать практически любой!!!
-дети отличающиеся от основной массы по внешним признакам или поведению;
-С «неприятными» привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, жадные);
-Дети, которые лучше общаются со взрослыми;
-Физически слабые, болезненные, неуспешные в обучение, те, кого не любит учитель;
-Новенькие, «чудаковатые», чувствительные, не способные постоять за себя…
 

ВИДЫ БУЛЛИНГА:

А.Психологическое( моральное) насилие:

1.Вербальный (насмешки, присвоение клиек, замечания, высмеивание, унижение в присутствие других, угрозы физической расправы, шантаж, угроза перестать дружить, вымогательство,  клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, доносительство и пр.

2.Социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения, с ребенком отказываются играть в одной команде, сидеть за одной партой и т.д.)

3.Кибербуллинг - публикация   в Интернете оскорбительных текстов, видео, фотографий, угрозы, выдача себя за «жертву» в онлайн.

Троллинг (trolling – ловля рыбы на блесну), размещение в Интернете провокационных сообщений, с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Б. Физическое насилие:

Избиение, нанесение удара, подзатыльника, порча и отнимание вещей и др.

Наиболее распространены:

1.  словесная травля

2.   бойкот

3. физическая расправа

4. распространение слухов и сплетен

Причина СУИЦИДОВ: не физическое насилие, а изоляция со стороны группы, бойкот.

ПОСЛЕДСТВИЯ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:

- Тревога

- Паника

- Ужас

- Блокировка эмоций

- Отрицание

- Интенсивные чувства одиночества, безнадежности, беспомощности, пустоты, неуверенности, гнева, враждебности, раздражительности, депрессии, печали, или вины.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:

Тахикардия

Повышение кровяного давления

Загрудинная боль

Ощущение сердцебиения

Потеря или усиление аппетита

Желудочно-кишечное расстройство

Головные боли

Слабость, головокружение

Озноб, липкая кожа, холодный пот

САМОЕ СТРАШНОЕ:

- Селфхарм
- Суицидальные мысли и поведение
- Скулшутинг
 
ПРОФИЛАКТИКА:
Начинать профилактику с младших классов. В этот период в классе еще не сформировалась жесткая иерархия

- Заинтересованность педагогов в формировании у детей положительных качеств

- Совместно с классом в процессе диалога придумать правила поведения, записать и повесить их в классном кабинете, при необходимости напоминать
- объединить школьников общим делом (конкурсы, соревнования, различные совместные мероприятия)
 
КЛАССНЫЙ ЧАС, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ:
- Назвать явление
- Дать однозначную оценку
- Обсуждать травлю  как проблему группы
- Активировать моральное чувства
- Сформулировать позитивные правила группЫ
 
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
- Модель поведения взрослого (изучение детско-родительских отношений, отношений учитель-ученик)
- Вступительные исследования и контрольные срезы уровня агрессивности учеников на каждом учебном этапе (год, период)
- Информационные доски
- Создание культурно-досуговых площадок и спортивных секций
- Доступность медико-психологической помощи
- Межведомственные связи
- Информационный поток (загруженность детского сознания)