Дошкольная подготовка "Родничок"

  Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время является проблема преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования, подготовки детей к школе.

В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности:  отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым, формируется эмоционально – нравственная среда. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. 

            Готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребенка, включающая:

-  социальные умения (общение со сверстниками, взрослыми)

- развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память)

-  уровень личностного развития (мотивация, самооценка)

-  здоровье ребенка (физическое, психическое)

Таким образом, полноценная подготовка ребенка к школе  предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением здоровья, эмоционально – личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.

Данная программа представляет собой систему подготовки, содержащую все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки и стимулирующие познавательные интересы.  Все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.

 

Цель  программы:

 

сздание предпосылок к школьному обучению, обеспечение пяти - семилетних  детей возможностями успешного  старта для обучения в школе.

 

Задачи:

  • формировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
  • формировать у детей качества школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;
  • развивать познавательную сферу ребенка;
  • создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
  • организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;

 

 

Для решения поставленных задач определено следующее содержание по направлениям:

  1. Развитие речи
  2. Развитие кругозора, расширение знаний об окружающем мире
  3. Овладение знаниями, умениями, навыками по математике
  4. Подготовка к обучению грамоте
  5. Развитие социально-психологической готовности к школе
  6. Развитие внимания и памяти, мышления
  7. Развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев

В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

Основными методами обучения на занятиях являются дидактическая игра и предметно-практическая работа. В процессе игр ребёнок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других, уточняет знания об окружающем мире, учится применять их в разных ситуациях. Именно игра помогает сформироваться новой  ведущей деятельности – учебной. Игру с учением объединяет одинаковый  способ действия, который использует ребенок, например, классификация, сравнение, анализ и другие. Игра, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Таким образом, структура игры часто совпадает с компонентами учебной деятельности.

Для формирования самостоятельности детям даются свободные задания учебного типа: не просто повторить что-то за учителем, а догадаться, придумать что-то, решить простейшую логическую задачу.

Введение в предметные занятия элементов других нерегламентированных видов деятельности позволяет снять напряжение и усталость, способствует активизации внимания и памяти. Такая дробная структура занятий учитывает психологические особенности детей дошкольного возраста.

Используются различные формы работы с детьми: коллективные, парные, групповые, индивидуальные.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (от 5,6  до 7 лет).  

Программа рассчитана на 144 занятия. Из них 24 занятия ведет психолог, 120 занятий ведет учитель.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Развитие речи– 24 занятия.
  2. Окружающий мир– 24 занятия.
  3. Математика (формирование первичных математических представлений, развитие логических операций) – 24 занятия.
  4. Подготовка к обучению грамоте – 24 занятия.
  5. Развитие социально-психологической готовности к школе - занятия с психологом  «Вместе играем, учимся, переживаем» (занятия с психологом) – 24 занятия.
  6. Творческая мастерская – 24 часа

 

 

Такие направления как развитие мелкой моторики руки, пространственной ориентации, развитие внимания, памяти, мышления, развитие социально – психологической готовности к школе являются структурным элементом каждого занятия.

         Занятия проводятся 2 раза в неделю.  Проводятся  3 занятия в день Продолжительность занятия  - 25 минут, перерыв – 10 минут. Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики.
 

Планируемые результаты.

 

В результате прохождения программы подготовительных курсов дошкольники получат возможность:

- повысить уровень зрительного восприятия (умение передавать форму предмета), пространственных и временных представлений  (навыки ориентирования в пространстве и времени: право-лево, верх-низ, дни недели, месяцы, времена года);

-овладеть представлениями, лежащими в основе счёта, представлениями об операциях сложения и  вычитания (прямой и обратный счёт в пределах 10), понятиями о предыдущем и последующем числах; умением решать простейшие задачи на сложение и вычитание в одно действие на наглядной основе; выучить цифры от 0 до 9, простейшие геометрические фигуры; овладеть способом сравнения двух множеств по числу элементов);

-овладеть умением классифицировать и выделять признаки, по которым проведена классификация;

-совершенствовать фонематический слух и восприятие (уметь слышать и выделять отдельные звуки речи, определять количество звуков в простейших словах); кодировать звуки с помощью символов – кругов, квадратов, букв; различать звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; читать простые слоги и слова;

- совершенствовать навыки устной речи (умение давать полный ответ на поставленный вопрос, составлять предложения на заданную тему, пересказывать небольшой по объёму текст);

- повысить уровень развития познавательных способностей, коммуникационных навыков.

 

Планируемые  результаты  формирования УУД

 

Разделы образовательной программы

курса по подготовке к школе «Родничок»

Планируемые результаты образовательной программы

курса по подготовке к школе «Родничок»

1.развитие  математических представлений

Формирование познавательных УУД:

- классификация (объединение по группам)

- анализ (выделение признака из целого объекта)

- сравнение (выделение признака из ряда предметов)

- обобщение (выделение общего признака из ряда объектов)

- синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам.

Формирование:

- сенсорного опыта;

- представлений о числах и цифрах, арифметических действиях; представления о форме.

 

2.окружающий мир

 

 

Формирование УУД, направленных на:

- выполнение инструкций, готовность отвечать на вопросы, обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор

- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор.

Формирование УУД, направленных на  участие в совместной деятельности.

Осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого.

 

Контроль своей деятельности по результату.

  1. развитие речи,

  обучение грамоте

Формируемые УУД:

- умение строить развернутый ответ на вопрос;

- умение пояснять, аргументировать свой ответ;

- умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту;

- умение работать в паре;

- умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов.