Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время является проблема преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования, подготовки детей к школе.
В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым, формируется эмоционально – нравственная среда. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни.
Готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребенка, включающая:
- социальные умения (общение со сверстниками, взрослыми)
- развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память)
- уровень личностного развития (мотивация, самооценка)
- здоровье ребенка (физическое, психическое)
Таким образом, полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением здоровья, эмоционально – личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.
Данная программа представляет собой систему подготовки, содержащую все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки и стимулирующие познавательные интересы. Все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.
Цель программы:
сздание предпосылок к школьному обучению, обеспечение пяти - семилетних детей возможностями успешного старта для обучения в школе.
Задачи:
Для решения поставленных задач определено следующее содержание по направлениям:
В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.
Основными методами обучения на занятиях являются дидактическая игра и предметно-практическая работа. В процессе игр ребёнок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других, уточняет знания об окружающем мире, учится применять их в разных ситуациях. Именно игра помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Игру с учением объединяет одинаковый способ действия, который использует ребенок, например, классификация, сравнение, анализ и другие. Игра, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Таким образом, структура игры часто совпадает с компонентами учебной деятельности.
Для формирования самостоятельности детям даются свободные задания учебного типа: не просто повторить что-то за учителем, а догадаться, придумать что-то, решить простейшую логическую задачу.
Введение в предметные занятия элементов других нерегламентированных видов деятельности позволяет снять напряжение и усталость, способствует активизации внимания и памяти. Такая дробная структура занятий учитывает психологические особенности детей дошкольного возраста.
Используются различные формы работы с детьми: коллективные, парные, групповые, индивидуальные.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (от 5,6 до 7 лет).
Программа рассчитана на 144 занятия. Из них 24 занятия ведет психолог, 120 занятий ведет учитель.
Программа состоит из следующих разделов:
Такие направления как развитие мелкой моторики руки, пространственной ориентации, развитие внимания, памяти, мышления, развитие социально – психологической готовности к школе являются структурным элементом каждого занятия.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Проводятся 3 занятия в день Продолжительность занятия - 25 минут, перерыв – 10 минут. Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики.
Планируемые результаты.
В результате прохождения программы подготовительных курсов дошкольники получат возможность:
- повысить уровень зрительного восприятия (умение передавать форму предмета), пространственных и временных представлений (навыки ориентирования в пространстве и времени: право-лево, верх-низ, дни недели, месяцы, времена года);
-овладеть представлениями, лежащими в основе счёта, представлениями об операциях сложения и вычитания (прямой и обратный счёт в пределах 10), понятиями о предыдущем и последующем числах; умением решать простейшие задачи на сложение и вычитание в одно действие на наглядной основе; выучить цифры от 0 до 9, простейшие геометрические фигуры; овладеть способом сравнения двух множеств по числу элементов);
-овладеть умением классифицировать и выделять признаки, по которым проведена классификация;
-совершенствовать фонематический слух и восприятие (уметь слышать и выделять отдельные звуки речи, определять количество звуков в простейших словах); кодировать звуки с помощью символов – кругов, квадратов, букв; различать звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; читать простые слоги и слова;
- совершенствовать навыки устной речи (умение давать полный ответ на поставленный вопрос, составлять предложения на заданную тему, пересказывать небольшой по объёму текст);
- повысить уровень развития познавательных способностей, коммуникационных навыков.
Планируемые результаты формирования УУД
Разделы образовательной программы курса по подготовке к школе «Родничок» |
Планируемые результаты образовательной программы курса по подготовке к школе «Родничок» |
1.развитие математических представлений |
Формирование познавательных УУД: - классификация (объединение по группам) - анализ (выделение признака из целого объекта) - сравнение (выделение признака из ряда предметов) - обобщение (выделение общего признака из ряда объектов) - синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам. |
Формирование: - сенсорного опыта; - представлений о числах и цифрах, арифметических действиях; представления о форме. |
|
2.окружающий мир
|
Формирование УУД, направленных на: - выполнение инструкций, готовность отвечать на вопросы, обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор - готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор. |
Формирование УУД, направленных на участие в совместной деятельности. |
|
Осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого.
|
|
Контроль своей деятельности по результату. |
|
обучение грамоте |
Формируемые УУД: - умение строить развернутый ответ на вопрос; - умение пояснять, аргументировать свой ответ; - умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту; - умение работать в паре; - умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов. |