Природа дала шанс человеку оказаться в огромном мире нерукотворной красоты, той красоты, которую она создала сама и в нас, и вокруг нас. Но не все эту красоту, растворенную в линиях, красках и звуках, способны увидеть. Свою главную задачу как учителя ритмики и основ хореографии я вижу в оказании помощи ребенку в постижении гармонии и красоты окружающего мира, обретении им уверенности в себе через музыку, через пластику танца.
Моя любовь к педагогике родом из детства, ведь мои родители были учителями. И, наблюдая их самоотдачу, увлеченность, влюбленность в свою профессию, я также решила связать свою жизнь с педагогикой. Но с детства у меня было еще одно серьезное увлечение, захватывающее меня до глубины души – это танцы. Конечно, в своей практической деятельности в школе мне хотелось как-то совместить мои знания в педагогике и хореографии. Так я стала учителем ритмики и основ хореографии.
Понимание того, что одного урока ритмики недостаточно для полноценного развития способностей и таланта детей, привело к идее создания танцевального коллектива, где учащиеся могли бы совершенствоваться в искусстве танца. Наименование творческого союза единомышленников, на наш взгляд, должно было бы отражать наше видение мира, его гармонию. Так родилось название танцевального коллектива школы - «Палитра». Почему же «Палитра»?
С одной стороны, каждый ребёнок представляет собой яркую индивидуальность, привносит что-то свое в гармонию танца. Только тогда танец начинает играть и переливаться разными цветами.
С другой стороны, в своей творческой деятельности мы стараемся охватить все многообразие танцевальных стилей и направлений, которые помогают понять этот пёстрый и разнообразный мир. И теперь я вижу, насколько верно найдено слово, отражающее характер нашего творчества. С какой радостью я наблюдаю, когда ребёнок, неуверенный в себе, не умеющий владеть своим телом, через несколько занятий преображается. С чувством удовлетворения я наблюдаю за ним во время выступления на сцене, когда он, улыбаясь и радуясь, уверенно исполняет трудный танец, даря окружающим частицу своей души.
Осуществив свою мечту и проработав много лет в направлении детской хореографии, я пришла к выводу, что сочетание пластики и музыки является универсальным средством целостного развития личности ребенка. Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, что введение в школах уроков ритмики и основ хореографии способствует укреплению психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа детей.
Находясь в постоянном поиске новых форм и методов работы, подтверждение моим мыслям я нашла у древних греков, которые огромное внимание уделяли понятию красоты и неразрывно связанной с ней гармонией.
Много лет назад великий греческий философ Платон сказал: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Поэтому воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
На мой взгляд, это высказывание совершенно справедливо и актуально для сегодняшнего времени. Музыка и пластика имеют глубокое значение для воспитания и образования, соединяют в себе не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Я абсолютно уверена, что ценности, выработанные веками, чрезвычайно важны для воспитания и в современном, очень не простом и жестоком, мире. Я стремлюсь воспитывать детей по «законам красоты», воплощая в реальность формулу Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте». Ведь красота приносит нам радость, духовно обогащает нас, а я хочу приносить радость и здоровье детям, которые приходят ко мне на урок, и переносят это состояние души в свои семьи.
Одним из перспективных направлений реализации вышеизложенных мыслей является танцетерапия, целью которой является психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Адаптация методов танцетерапии в образовательный процесс и их интеграция с технологиями здоровьесберегающего образования явились побудительным мотивом к разработке предложенной авторской программы.
Грамота Министерства образования и науки РФ (2005 г.)
Грамота Департамента образования Тверской области (2002 г.)
4-5 место в городском конкурсе «Учитель года» (2003 г.)
Методическая тема: «Танцетерапия как одна из форм здоровьесберегающего и эмоционально–культурологического образования учащихся младших классов»
afal69@mail.ru