Как психологически грамотно перевести ребёнка на дистанционное обучение

Дети остаются дома и переходят на онлайн обучение. Родители в тревоге и сомнении: будет ли это эффективным? Как с наименьшими потерями для качества образования организовать домашнее обучение? Рассказываем основные шаги. Итак, о чем стоит поговорить с сыном или дочерью прежде, чем перейти на "удалёнку"? 1. Не нагнетайте тревогу и страх Скорее всего, опыта домашнего обучения нет ни у вас, ни у вашего чада. Всё, что не вписывается в привычную нам картинку, пугает, нарушает наше ощущение безопасности и стабильности. Сейчас очень многие взрослые испытывают стресс от утраты контроля над своей жизнью и чувствуют себя беспомощными. Желание как-то унять тревогу порождает кучу бессмысленных действий и разговоров. Так рождается паника и... неадекватные реакции (эмоциональные срывы, нагнетание ситуации, избыточные меры защиты). Поэтому, первое, что надо сделать - выдохнуть. Успокоиться. Вернуть себе здравый смысл. И только после этого разговаривать с ребенком. Не говорить :"Мир сошел с ума и поэтому мы будем сидеть дома. В школу ходить теперь смертельно опасно и вообще черт знает что творится!" А скорее: "Уже с понедельника ты будешь учиться дома. Это значит, что от тебя будет требоваться больше организованности, а от меня - больше помощи и готовности наладить для тебя все технические моменты. Давай будем помогать другу. Ты мне тем, что будешь выполнять в срок то, что требует учитель, пусть даже сейчас он для тебя как невидимый дух, что обитает где-то на просторах интернета. А я - буду поддерживать тебя как могу: объясню, помогу разобраться в технических моментах..." 2. Сформируйте интерес к новому опыту. Если вы работающий родитель, а ваш ребенок вполне самостоятельно остается дома, то вы рискуете прийти домой часов этак в 19 и застать умильную картинку. Особенно, если у вашего ребёнка, все онлайн обучение будет сводиться к выдаче самостоятельных заданий. И потом школьник должен отправить скриншоты или фото учителю. Например, нечесаное "дитё" в пижаме перед телевизором с кучей фантиков от конфет и крошками вокруг. - А что не так? Уроки? Так "сейчас сделаю". Если ребенок дома под присмотром, то вы можете столкнуться с кучей возмущения и саботажа. Нет такой картинки в опыте ребенка, как встать с утра, позавтракать и начать заниматься учёбой, не выходя из дома! Так что: "чего пристали -всё успеется". Поэтому заранее обговорите, в каком режиме вы будете жить и постарайтесь найти для этого какую-то внятную мотивацию. Для подростка этом может быть предложение эксперимента и исследование своих способностей. "Наверное, ты знаешь, что сейчас всё больше становится удаленной работы по всему миру. И это дает возможность полностью выстраивать свою жизнь так, как ты считаешь нужным. Я думаю, что возможность поучиться дома может оказаться отличной проверкой того, насколько ты способен быть собранным и эффективным, когда нет ни внешних обстоятельств, ни учителя рядом. Что скажешь на эту тему?" Предложите подростку самому спланировать свой день, включая перерывы на отдых и еду. Обсудите вечером, что получилось, а что - нет. Для ребенка помладше можно рассказать о выгодах быстрого и качественного выполнения учебных заданий. Обязательно составить внятный распорядок, близкий школьному и озвучить его ребенку. "Завтра мы дома, но мы учимся, так что с 9 до 13 ты выполняешь задания, а я тебе помогаю". Сформируйте у ребенка отношение к домашнему обучение как к приключению, как неожиданной возможности или же как к вызову, как к проверке его способностей. Вам, безусловно, виднее, что будет ближе вашему ребенку. 3. Обозначьте правила. Об этом уже немного было сказано выше. И все же. По понятным причинам учебный процесс дома будет отличаться от школьного. Обсудите с ребенком заранее такие вопросы как: Во сколько подъем и начало занятий? Делите ли изучаемый материал на две части, то есть учите в заданных временных рамках (как уроки) то, что успеваете, а вечером отводите время для условных "домашних заданий", доделок? Или же просто учите всё, что необходимо "до победы", а потом только отдыхаете? Есть ли между уроками перерывы и сколько? Сохраняете ли внешкольные кружки и занятия? Прогулка, хобби, помощь по дому - в предусмотренное время или как пойдет? Эти и многие другие моменты обозначьте, сделайте четкими и прозрачными в форме вашей новой домашне-обучающей жизни с ребёнком. Иначе может получить кучу конфликтов, негодований и возмущений. 4. Установите контроль "Беру всю ответственность за безопасность своего ребенка и за освоение им учебного материала на себя", - писали такую формулировку в заявлении, когда родительской волей освобождали сына или дочь от занятий в школе? В домашнем обучении - то же самое. Вы отвечаете. Значит, необходимо это как-то заранее продумать. И если младший школьник легко может принять ваш материнский или отцовский контроль, то ребенок постарше способен устроить бунт. "Я что в тюрьме?", "Сам знаю, как мне учиться!", "С нас это не спрашивают?" - это и многое другое может услышать родитель от своего тинейджера. И опять же - договоритесь на берегу о том, как вы будете отслеживать успехи своего ребенка.. Проверяете ли всё досконально прежде, чем разрешить допуск к желанному планшету? Или же, задаете по одному вопросу по каждому устному предмету, случайно выбирая для него абзац из учебника и смотрите письменные? Или же вы вообще наугад берете 1-2 предмета для инспекции качества, как "левая нога захотела"? Звонки, WhatsApp и все современные средства вам в помощь, если вы на работе. Договоритесь о ежедневном звонке (или нескольких) в течении дня в определенное время, чтобы вы понимали, как ребенок справляется с новыми обстоятельствами. Даже если ребенок с бабушкой! Ответственность-то на вас. Да и просто приятно ему будет, если он будет чувствовать, что вы интересуетесь его делами. #умныемысли_psihologyonline
07 апреля