Префронтальная кора — это часть мозга, которая отвечает за умение планировать, контролировать эмоции, принимать решения и общаться с другими людьми.
Развивается постепенно, проходя несколько важных этапов: 3–6 лет, 9–10 лет, 12–14 лет и 18–20 лет.
На каждом из этих этапов мозг особенно уязвим к влиянию современного цифрового контента, который дети получают через смартфоны и интернет.
3–6 лет: перегрузка чувств и формирование восприятия.
В этом возрасте мозг активно формирует базовые структуры и функции.
Если ребёнок много времени проводит за просмотром ярких, громких видео с быстрой сменой кадров, криками, агрессивными или пугающими элементами, его мозг испытывает сенсорную перегрузку.
Это мешает сосредоточиться, вызывает тревожность, формирует защитные реакции — ребёнок становится эгоцентричным, плохо воспринимает окружающий мир.
Возникают проблемы с вниманием и контролем эмоций, если попытаться изъять смартфон - возможна буквально истерика.
9–10 лет: искажённое восприятие реальности.
В этом возрасте дети активно интересуются миром и общением.
Постоянное потребление подобного контента, хаотичной и громкой информации притупляет восприятие реальных социальных сигналов, снижает эмпатию, ухудшает способность регулировать свои эмоции и строить нормальные отношения с людьми.
12–14 лет: перепрограммирование мозга и социальные навыки.
На этом этапе мозг активно формирует навыки самоконтроля, оценки рисков и общения.
Если вместо живого общения и социализации ребёнок погружён в виртуальный мир смартфонов, где его мировоззрение формируется под влиянием деструктивного контента, это ведёт к перепрограммированию мозга.
Вместо здорового развития префронтальной коры, рефлексии и адекватного восприятия реальности формируются стереотипы агрессии, доминирования, негативного отношения к окружающим.
12–18 лет: погружение в девиантный мир.
Если негативные стереотипы закрепились, подросток уходит в мир виртуальных искажений, зависимостей и негативных блогеров.
Это формирует разрушительное мышление, конфликтное отношение к обществу.
На уровне мозга ухудшается работа зон, ответственных за эмпатию, планирование и контроль эмоций.
Возможно формирование психопатологических моделей поведения, что угрожает будущему подростка.
Почему это происходит?
С раннего возраста дети получают доступ к контенту, который перегружает мозг, вызывает постоянный стресс, активирует гормоны тревоги (кортизол) и удовольствия (дофамин) в нерегулярных циклах.
Это формирует зависимости, страхи, психологические травмы, которые с каждым возрастным этапом только усугубляются.
Вместо развития мозг "застревает" на уровне самозащиты и эгоцентризма, лишая ребёнка навыков взаимодействия с реальным миром.
Что делать родителям и обществу?
Ограничивать экранное время, особенно для детей до 14 лет.
Выбирать спокойный, развивающий, доброжелательный контент, исключая агрессивные и сексуализированные материалы.
Стимулировать живое общение, игры, творчество, физическую активность.
Поддерживать социализацию в семье и школе, обращать внимание на эмоциональное состояние ребёнка.
Создавать условия для развития самоконтроля и рефлексии.
Только внимательное и бережное отношение в раннем возрасте поможет ребёнку вырасти зрелой, адаптированной и социально успешной личностью, с хорошо развитой префронтальной корой — истинным "командным центром" мозга.
08 октября