В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.
Музыкальное воспитание детей также осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают насквозь». Ребёнок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
На занятиях кружка у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.
Деятельность кружка «Мир музыки» происходит под руководством учителя музыки.
В основе программы лежат следующие принципы:
✓ этического отношения к личности ребенка;
✓ творческой направленности;
✓ максимальной самореализации с учётом индивидуальных особенностей;
✓ конструктивного общения;
✓ последовательности и систематичности;
✓ доступности и добровольности.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 7-9 лет. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе кружка должна составлять 10-15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 1 час в неделю для 1-го (33 ч.) и 1 час в неделю для 2-го (34 ч.) года обучения. В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание дисков; организация конкурсов; концертная деятельность.
Разнообразие методов музыкального воспитания, используемых в данной программе, определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:
- словесный (знакомство детей с новым музыкальным произведением или песней руководитель начинает с беседы);
- наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты произведения);
- стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания или о впечатлении, которое музыка должна оказать на слушателей);
- метод эмоционального воздействия (выражает своё отношение к услышанному тембром голоса, мимикой, жестами);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора, просмотр видеофильмов и репродукций картин);
- репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
- исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности, использование игровых форм и инсценировок).
Такое широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.