Школьный хор «Виват кадет»

Школьный хор
15679588181567958823

«В каждом человеке солнце.

Только дайте ему светить».

Сократ

 Дулина Ирина Борисовна является  руководителем детского хорового коллектива «Виват кадет»   Коллектив  школы ведет большую концертную работу, участвует во всех мероприятиях школы, принимает участие в концертах профильных управлений.

В состав хорового коллектива входят кадеты  10-11 классов Тверской кадетской роты имени князя Михаила Тверского.

 

Дополнительная образовательная программа

Старший хор 10-11х классов

«Виват, кадет!»


Пояснительная записка.

     В старших классах общеобразовательной школы вызывает тревогу одностороннее развитие личности подростков. Большой объём учебного труда отодвигает на задний план музыку. Отсутствие музыкальных занятий в старших классах делает жизнь школьников однообразной, ведёт к серьёзным изъянам нравственного и эстетического развития.

     Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года одним из первостепенных приоритетов в образовании определяет воспитание.Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры.

     Исключительная роль в решении воспитательных задач уделяется нравственному потенциалу искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов развития личности.

     Музыка, а так же хоровое пение несёт все  те общественные функции,  что и искусство в целом, как особый род человеческого мышления и деятельности.

     В концепции модернизации Российского образования отмечается, что составной частью воспитания является патриотическое воспитание. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьёзным испытаниям.

     Массовая и военная песня, песни о Родине всегда несли глубокую эстетическую, патриотическую и воспитательную направленность, а хоровое пение воспитывает чувство красоты и коллективизма, вырабатывает вокально-хоровые навыки.

     Основываясь на вышесказанном, в 10-11х классах введены хоровые занятия. Хоровые занятия ведутся с учётом индивидуальных вокальных данных учащихся.

Систематические занятия хоровым пением формируют у учащихся вокальные навыки, вокальный слух; активизируют музыкальный слух; укрепляют музыкальную память; воспитывают эстетический вкус и чувство стиля; развивают творческие способности; воспитывают в учащихся дисциплину, ответственность, чувство коллективизма.

Хоровые занятия рассчитаны на 102 часа в год (3 часа в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния и формирования детей и подростков.

     Одной из важных форм влияния на воспитания детей является художественное воспитание, в частности, воспитание посредством занятий в хоровом коллективе.

    Хоровое пение во внеклассной и внешкольной работе занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного; ьмузыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства, мысли и настроения человека; учит их воспринимать музыку, вырабатывает исполнительские умения и навыки.

     Через хоровую деятельность происходит приобщение школьника  к музыкальной культуре, а коллективное пение – прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования личных человеческих качеств.

Хоровой коллектив – это интересное занятие, разнообразный полноценный досуг; интересное общение с педагогом и друзьями, ощущение собственной нужности, повышение самооценки, избавление от комплексов, отработка вокальных возможностей и дикции.

Хоровой коллектив – это богатая событиями творческая жизнь. Участие в районных, городских и областных смотрах художественной самодеятельности, фестивалях, тематических концертах посвящённых «Дню матери», «Дню учителя», «Дню Знаний», «Дню пожилого человека», «Международному женскому дню», «Дню защитников Отечества» и т.д. воспитывает в детях  уважение к старшему поколению, любви к Родине, к традициям своего народа, развивает их мышление, самостоятельность, расширяет кругозор, совершенствует музыкальный вкус, способствует формированию воли, дисциплинированности, настойчивости, выдержки, трудолюбию.

     Данная музыкальная программа направлена на создание условий развития личности ребёнка, его мотивации к творчеству по средствам музыки; создания условий для культурного самоопределения, творческой самореализации, духовного развития; обеспечения эмоционального благополучия; формирование певческой культуры.

Основная цель, которую ставит перед собой эта программа это – создать творческий, постоянно развивающийся, коллектив наиболее одарённых и заинтересованных детей; прививать любовь и интерес к исполнительской деятельности, к хоровому искусству; приобщать детей к культурным ценностям.

Поставленная цель достигается решением трёх взаимосвязанных задач:

Развивающаяразвитие у детей музыкального слуха, голоса, памяти, эмоционального воспитания; накопление музыкально-слуховых представлений;

Образовательная обучение детей технике владения  голосовым аппаратом; вокальной артикуляцией, певческим дыханием; расширение диапазона голоса. Формирование хоровых навыков: пение без сопровождения, многоголосного пения, умения строить, петь в ансамбле.

Воспитательная– воспитывать в ребёнке нравственные, патриотические, эстетические качества через исполнительскую деятельность. Стимулировать интерес детей перспективой участия в концертной деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

Закрепить полученные ранее вокально-хоровые знания, умения, навыки.

Закрепить основы музыкальной грамоты.

Сформировать новые вокально-хоровые знания, умения, навыки: навык многоголосного пения, как с сопровождением, так и a cappella; навык коллективной импровизации и др.

Воспитательные:

Привить детям любовь к хоровому пению академического направления.

Закрепить прочный интерес к классической и народной музыке.

Выработать у учащихся потребность в коллективном музицировании.

Воспитать у учащихся эстетический вкус и чувство стиля.

Воспитать дисциплинированность, ответственность, аккуратность, чувство коллективизма.

Развивающие:

Развить навыки коллективного творчества.

Расширить кругозор учащихся.

Развить навык анализа и оценки различных музыкальных явлений в окружающей жизни.

     Данная программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия проходят в групповой и фронтальной формах.

В процессе изучения данной программы учащиеся овладевают различными специальными музыкальными, в частности вокально-хоровыми знаниями, умениями, навыками.

В работе с учащимися Старшего хора применяются различные методы: объяснение, показ педагога, дирижёрский жест, пение вокально-хоровых упражнений, слушание музыки и др. Занятия следует проводить в хорошем темпе, с эмоциональным подъёмом, успевая проработать за урок максимальное количество разделов учебно-тематического плана. Педагог должен готовиться к каждому уроку, заранее составляя поурочный план занятия.

Прогнозируемый результат.

Вокальные навыки. 

Учащиеся поют с мягкой атакой, умеют пользоваться твёрдой атакой как средством выразительности. Умеют петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении. Владеют умением фразировать. Умеют вокально полноценно исполнять мелкие длительности в произведениях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты. Умеют самостоятельно выразительно - осмысленно петь произведения различного характера; импровизировать на сохранённые тексты (небольшие и удобные для пения). Знают правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации.

Хоровые навыки.

Умеют петь чисто, слаженно двухголосные  произведения, петь в ансамбле; с сопровождением и без сопровождения. Владеют навыком цепного дыхания.

Результативность реализации программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм: открытые уроки; конкурсы; фестивали; концерты.

Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, создают хороший психологический климат в коллективе.

Для успешной реализации программы необходимо следующее: квалифицированные педагоги, учебный класс, музыкальные инструменты (фортепиано), компьютер с колонками.

 

Содержание программы.

Вводное занятие: знакомство учащихся с режимом занятий хора, с правилами поведения во время занятий и концертной деятельности. Ознакомление учащихся с правилами пения, охраны голоса. Обсуждение планов на учебный год: участие в областных конкурсах и фестивалях, районных и школьных мероприятиях, концертах. Техника безопасности во время поездок.

Вокально-хоровая работа: повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретённых ранее знаний, умений и навыков у каждого участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в хоре, охраны голоса, особенно в связи с предмутационным, мутационным и постмутационным периодами, характерными для данной возрастной группы. Певческая установка должна стать навыком. Дыхание – ровным, спокойно-активным, эмоциональным, длинным, обеспечивающим доступную для этого возраста гибкость голоса. Диапазон голоса у каждого – примерно полторы октавы. На всём диапазоне смешанное звучание (микст) с характерными для юношеского голоса проявлениями элементов «взрослости». Музыкально-певческий слух развит разносторонне и гармонично. Звучание певческого голоса мягкое, приятное, звонкое, полётное, с наличием вибрато, в меру прикрытое, имеющее индивидуальность тембра (всё это может иметь особенности, обусловленные возрастными изменениями). Пение выразительное, эмоциональное, дикция – чёткая. Чистое интонирование унисона и многоголосия. Безупречное исполнение произведений, разных по темпу и ритмическому рисунку. Сформированное чувство строя, ансамбля, свободное фразирование с хорошим вкусом. Понимание и исполнение требований руководителя-дирижёра. Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое или прослушиваемое произведение. Потребность в музыкально-эстетической и коллективной творческой деятельности. Формирование певческой культуры.

Пение произведений: пение произведений основывается на изучаемом репертуаре. Репертуар включает в себя народные песни, современные музыкальные произведения, классические произведения. В рамках теоретических часов проводятся в яркой, динамичной форме беседы о разучиваемых произведениях, их авторах, проходит разбор интерпретации исполнения произведения, раскрытие сущности его художественного образа (музыкального и поэтического).

На практических занятиях идет разносторонняя работа над произведением; оно прорабатывается различными методами: поется с сопровождением и без него, по партиям и всем составом, по слуху и по нотам, происходит взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Пение учебно-тренировочного материала: учебно-тренировочный материал включает в себя распевания и импровизации. Каждая репетиция начинается с обязательного распевания. Это специальные упражнения, которые исполняются как с сопровождением, так и без него. Они способствуют закреплению уже имеющихся, а также формированию новых различных вокально-технических знаний, умений, навыков учащихся, которые помогут им качественно исполнить различные по характеру и степени трудности произведения. Обязательно раскрытие учебной цели, назначения каждого нового упражнения для развития разных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.

Для развития творческих способностей учащихся на занятиях вводятся различные виды импровизаций: импровизации в процессе пения или игры на ударных музыкальных инструментах; пение импровизаций на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа «вопрос – ответ», на полном гармоническом обороте; пение импровизаций-вариаций; импровизация «цепочкой» (когда участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль); импровизация на заданную тему в различных характерах, с различным ритмическим рисунком; коллективное сочинение песен. Пение импровизаций активизирует внимание детей, развивает внутренний слух, фантазию, воображение, коллективное творчество. Здесь также обязательно раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения, показ возможных вариантов.

Работа над репертуаром

Слушание музыки: расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни. Организация собеседования по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни. Подготовка и проведение музыкальных вечеров. Коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей и фильмов, обсуждение.

Работа с текстом музыкальных произведений: закрепление полученных ранее навыков правильного формирования гласных и согласных звуков. Совершенствование техники исполнения и произношения текста произведения. Умение раскрывать смысл произведения с помощью слов. Осознание влияния текста произведения на характер звуковедения, штриховую основу, динамику, форму сочинения. Анализ словесного текста и его содержания в целом. На старшей ступени обучения вводится исполнение произведений на языке оригинала (сочинения зарубежных композиторов), в основном – на латинском и итальянском языках. Знакомство с правилами чтения иностранных слов, особенностями произношения и фонетики языка. Параллельно с этой работой обязательно даётся русский перевод текста для того, чтобы учащиеся поняли содержание произведения, проникли в суть исполняемого.

Работа над драматургией музыкальных произведений: работа над драматургией произведения направлена на общее восприятие сочинения. И здесь важно, чтобы учащиеся прежде, чем исполнять произведение, прочувствовали его содержание, настроение, то есть умели сопереживать событиям, которые представлены в произведении.

Работа над формой музыкальных произведений: забота о стройности целого, нахождение кульминации сочинения, выявление способов его развития, то есть, воссоздание формы произведения – центральный вопрос музыкального исполнительства. На старшей ступени обучения закрепляются знания строения фразы, одночастной, двухчастной, трёхчастной, куплетной форм музыкальных произведений; вводится понятие куплетно-вариационной, вариационной форм. Учащиеся совершенствуют навыки и умения, помогающие разнообразить исполнение с помощью средств музыкальной выразительности (динамики, характера звуковедения, агогики).

Концертная деятельность: концертная деятельность включает в себя репетиции, непосредственное участие детей в концертах на разном уровне. На этом этапе особенно ярко проявляется значение коллективной творческой деятельности учащихся; происходит основное формирование их музыкальной культуры, общей культуры поведения и мировосприятия. Особенно результат заметен после участия в различных фестивалях и конкурсах – такие мероприятия являются огромным стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры детей, повышения мастерства хорового пения, они сплачивают учащихся, расширяют кругозор и сферу их общения, влияют на их личностное развитие, меняют стиль поведения.

Итоговые занятия: на итоговых занятиях подводятся итоги проделанной работы, итоги выступлений. Анализируется успешность обучения. Обсуждаются планы на будущее.

Заключение.

Детский хор – особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя. Детский хор – это, прежде всего, горящие глаза, устремлённые на вас с трепетным ожиданием; открытые, чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; это «ангельские» голоса, наполняющие концертные залы и сердца слушателей животворной одухотворённостью и гармонией.

Детский хор – это живой организм, постоянно растущий, изменяющийся и всегда молодой; это также особый исполнительский инструмент, хрупкий, нежный, гибкий, отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент невозможно получить готовый, его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.