Моя первая учительница: надо видеть ребенка сердцем

16334083421633408347163340835116334083521633408352

«Я вас очень люблю, вы мои последние ученики, поэтому  вы дороже мне вдвойне.  Мне очень жаль, что мы с вами расстаемся, но таков закон природы и жизни: все дети растут и уходят  от своих учителей, – сказала  на прощание четвероклассникам  Лидия Григорьевна и запела.– Провожаю вас в свой пятый класс, ведь четыре года были вместе. Будьте дружными всегда и не ссорьтесь никогда. Подружитесь с новыми учителями».

Нам она сказала, что  мечтает  уехать на родину в Подмосковье.  «Нигде я не была так счастлива, как в своем детстве на родине.  В школу я буду ходить пока смогу».

И  Лидия Григорьевна сдержала свое слово. 1 сентября она уже была в школе, со своими  учениками и передавала их «с рук на руки» классному руководителю Анастасии Владимировне Котовой,  которая должна заменить ребятам маму, папу и Лидию Григорьевну.

Лидия Григорьевна…

Родилась в  1952 году в Воскресенском  районе в Московской области. Закончила 8 классов в поселковой школе и педучилище в Старице.  По распределению попала в Кашинский район. Там вела и химию, и русский язык, и литературу,  и физкультуру, и музыку. После трех лет отработки уехала в город. Потом вернулась в село в Рамешковский район. Там тоже преподавала русский, немецкий, литературу, музыку  и физкультуру. Потом  вышла замуж и переехала в Тверь. Заочно закончила филфак в Твери.

 

- Лидия Григорьевна, – спросили мы.– Откуда у вас такие обширные знания разных предметов?

– Я в школе училась хорошо, педучилище с отличием закончила. У  меня была очень хорошая память.  Всё, чему меня учили мои учителя,  в голове сидело прочно. Я по химии даже опыты показывала, мне пригодились школьные знания. Вот так нас учили. Хоть и считалась сельской школой, но учителя у нас были золотые.

 

– Вы  получили  филологическое образование, но почему вы предпочли начальную школу средней?

– Я всегда хотела преподавать в начальной.  Весь багаж знаний, что я получила, это все-таки  Старица. Знаете, как нас там учили? Дай Бог каждому. Все, что я делала, все,  что у меня стало получаться – все благодаря училищу. До сих пор помню, чему учили, как учили, что спрашивали.

Спасибо Зое Ивановне

– Лидия Григорьевна, почему вы выбрали профессию учителя?

– Детство было счастливое, веселое. Когда я пошла в школу, не знала ни одной буквы, ни считать, ни писать, ни читать не умела.  С первого класса я собирала в коммуналке, где мы жили, всех детей  соседей 4-5 лет и учила их. Всю дверь исписала, тогда мне дали большой старый деревянный чемодан, чтобы мелом писать, как на доске. Что-то там калякали.  Мне сразу сказали, что я буду учительницей. Я больше даже ни о чем не думала. Я стала преподавать, как  моя первая учительница Зоя Ивановна.  По ее примеру.

– Как вы думаете, станете  вы для кого-то Зоей Ивановной?

– Есть выпускники, которые работают в школе, но я не думаю, что из-за меня.  Когда учатся в средней школе, у них на первом месте классный руководитель.  Оказывается,  многие не помнят имя своего первого учителя. Это удивляет и обижает. Некоторые стали учителями, даже  те, от кого не ожидала. Вот Оля Смирнова, я ей всегда тройку по математике ставила.  После 10 класса поступила в университет и преподает математику. Настя Котова училась у меня  во 2 школе. С ними я  что-то придумывала, какие-то праздники проводила.  Настя всегда была деловая, быстрая, хорошая девчонка.

– Существуют различные системы преподавания – развивающие, традиционные. Есть программы Эльконина, Давыдова. По какой системе обучаете детей вы.

 С  1991 года я работала по системе развивающего развития Леонида Занкова. 

Цель системы Занкова развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.

Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными

Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.

В 14 школе я работала по разным программам: «Школа России», «Гармония», потом  «Школа 2100», а последнее время  – «Перспектива». Мой опыт показывает, что такие  метания ничего хорошего не дают  ни учителю, ни тем более детям. Учитель каждый раз осваивает и новые учебники,  и новые методологические аппараты.

- Как вы  оцениваете качество образования  на выходе, которое вы даете своим детям?

– В процентах?

-Нет, по ощущениям.

– Я бы не сказала, что прекрасные знания. Есть дети, которые все на лету схватывают.  Я на уроках даю больше, чем надо каких-то понятий, знаний. А есть дети, которым надо одно и то же долго  разъяснять, а потом какое-то время проходит,  он показывает свои знания. Оказывается, он очень медленно  крупицы твоих слов, знаний усваивал.

Каждый ребенок развивается на своем уровне.  Мы двоечников подтягивали  до тройки, также  как и отличников,  до пятерки. Так было в советское время. А сейчас каждый на своем уровне учится. Но главным остается качество знаний.   Есть ребенок, который явно не понимает.  Если ребенок не понял, я ругаюсь, почему  ты не сказал, не спросил. Я после уроков всегда – пожалуйста, объясню. Иной раз говорю, говорю –  не понимает. Подключаю детей, я знаю, что иной раз дети друг другу объясняют лучше.  Они  понимают лучше на  своем языке.

-Есть ли разница в детях, ваших первых и  выпуск 2021? Они отличаются друг от друга?

–  Ну да,  последние дети более свободные, более раскованные.  Мои первые  ученики были более послушные, сказывался авторитарный стиль руководства. Дисциплина раньше  была лучше. А по уровню знаний – я бы не сказала, что тогда были менее умными.

Никаких секретов

–  Что самое главное в профессии  учителя?

–  Я над этим не задумывалась. Наверное,  шагать в ногу с жизнью. У меня же маленькие дети. Дети - это главное. И одинаковое отношение к отличнику и троечнику,  к сорванцу и послушному.

Я очень люблю школу. С детства, когда пришла неграмотная,  необразованная, сразу полюбила.  Моя первая школа в Московской области в  поселке им. Цюрупы  Воскресенского района   была застройки XIX века фабриканта  Гусева. Двухэтажная, с длинными коридорами, слева большие высокие окна. Классы не самые большие, но училось нас там  сорок с лишним человек. Это была школа в классическом виде. Я всегда оставалась после уроков. В живом уголке или еще где-то. В живом уголке были улитки, ежики, лягушки.  У нас даже отработка была такая, мы кормили их, чистили клетки. Потом построили новую школу – трехэтажную. 

- Лидия Григорьевна,  что вы любите в детях?

– Я сама, наверное, ребенок. Дети есть дети, я могу на них рассердиться, но ребята чувствуют, что я не от злого сердца делаю. Я в угол могу поставить. Больших-то нет, а первоклассников, да. Постой, успокойся, подумай. Сейчас это не модно.

Раньше потолкаться, подраться – это все умещалось в перемену. Потом сидит на уроке, со всеми вместе работает. А сейчас гиперактивные ребятишки  на уроке не могут сидеть.

-А в углу стоят?

–Нет, не стоят. Сейчас  все педагоги, логопеды, психологи говорят, что надо давать им возможность двигаться. Им надо походить по  классу, постоять посмотреть в окошко, развлечься. Теперь много в классах детей с синдромом дефицитом внимания.  Психологи рекомендуют постоянно менять им вид деятельности. Он сидел,  писал, ему надоело. Надо его переключить. Иди с доски сотри, цветочки полей, чтобы не отвлекал других, он займется какой-то работой пускай на пять минут. А когда же его учить?

-  Какие советы вы дадите молодым педагогам?

– Надо ребенка сердцем чувствовать и не перегибать палку. Любовь любовью, но даже когда ты читаешь ему нравоучения, надо видеть ребенка сердцем, потому что  ему бывает больно. Надо вовремя замолчать, остановиться.  Как-то по-другому себя повести. Когда увидишь в ребенке человека, когда будешь  считаться с ним, как сама с собой, дети это сразу почувствуют.

 

- Раскройте  секрет своей профессии.

– Ой, да нет у меня никаких секретов. Если это считать секретом, то я люблю, чтобы  учебный процесс проходил увлекательно. Я люблю на уроке что-то придумывать, чтобы уроки были  занимательными. Какие только уроки я не проводила: и  радиопередачи были,  и путешествия.

По молодости  много всего придумывала. Разобью всех по группам, каждая из них – крепость, вот  на вас напали  татаро-монголы.  Как будут общаться города-крепости, как передавать сведения?  В вашей крепости  в запасе столько-то провизии. Сколько дней вы продержитесь? Или устрою научно-исследовательский институт, раздам  полезные ископаемые. Они их изучают, докладывают директору. Я – директор.  К таким урокам  требуется большая подготовка.  Мне всегда казалось, что когда ребенку интересно, то и  материал осваивается легче. Я  даже обобщала опыт на тему  « Развитие познавательной активности младших школьников на основе дидактических, ролевых игр». Это  всегда был мой конек.

Душа моя – песня

- Говорят, что вы любите играть на баяне.

– Я  на баяне не ахти как играю. Но детские песни могу.  У меня баян  был на праздниках  всегда. Вообще, я сама люблю петь.

– Какая любимая песня?

– «Прадедушка, прадедушка, он всю прошел войну,  от Волги и до самого Берлина. Прадедушка, прадедушка, он защищал страну, он защищал жену свою и сына».

Когда я беру первый  класс, мы не делаем зарядку. Никаких раз, два, три четыре… Я включаю музыку, мы начинаем петь. Ну что вы стоите, ребята, подвигайтесь.  Слова во время движения запоминаются лучше. «Осень-непогодушка, тополь пожелтел. Вдруг на ветке скворушка песенку запел». Две минуты попрыгали.

Мы с первого класса песни заучиваем, даже песни советских времен, ту же «Катюшу» поем. Всё рождается  экспромтом,  читаем  материал, мне вдруг всплывает песня, подходящая к этому случаю. Я тут же ее спою.  Я не особенно хорошо пою, но музыку люблю. Дети хорошо слушают. «С чего начинается Родина», дети подпевают, особенно 1,2,3 классы.  Мы поем везде и на праздниках и на уроках,  и на зарядках.

– Говорят, что вечером все расходятся, а вы все сидите.

– Сначала у ребят, то репетиция, то  они  переписывают свои двойки. Пока они убираются, посидели, посмотрели, поговорили.

Охранник Алеша заглядывает, спрашивает: « Лидия Григорьевна, что вы их домой не прогоняете? Они же вам мешают». Они уже все сделали, но не уходят, любят побыть еще в классе. У них свое, у меня – свое. Потом они уходят, у меня компьютер,  сначала бумажный журнал, с него в компьютер. Потом  посмотреть, что завтра проходить будем, кого  спросить. Планы. Планы я не смогла бросить. До последнего составляла планы уроков.  Ну и тетради. 

–Лидия Григорьевна,  день был трудный. Как каждый день вашей учительской жизни. Давайте,споем?

05 октября 2021