«Я вас очень люблю, вы мои последние ученики, поэтому вы дороже мне вдвойне. Мне очень жаль, что мы с вами расстаемся, но таков закон природы и жизни: все дети растут и уходят от своих учителей, – сказала на прощание четвероклассникам Лидия Григорьевна и запела.– Провожаю вас в свой пятый класс, ведь четыре года были вместе. Будьте дружными всегда и не ссорьтесь никогда. Подружитесь с новыми учителями».
Нам она сказала, что мечтает уехать на родину в Подмосковье. «Нигде я не была так счастлива, как в своем детстве на родине. В школу я буду ходить пока смогу».
И Лидия Григорьевна сдержала свое слово. 1 сентября она уже была в школе, со своими учениками и передавала их «с рук на руки» классному руководителю Анастасии Владимировне Котовой, которая должна заменить ребятам маму, папу и Лидию Григорьевну.
Лидия Григорьевна…
Родилась в 1952 году в Воскресенском районе в Московской области. Закончила 8 классов в поселковой школе и педучилище в Старице. По распределению попала в Кашинский район. Там вела и химию, и русский язык, и литературу, и физкультуру, и музыку. После трех лет отработки уехала в город. Потом вернулась в село в Рамешковский район. Там тоже преподавала русский, немецкий, литературу, музыку и физкультуру. Потом вышла замуж и переехала в Тверь. Заочно закончила филфак в Твери.
- Лидия Григорьевна, – спросили мы.– Откуда у вас такие обширные знания разных предметов?
– Я в школе училась хорошо, педучилище с отличием закончила. У меня была очень хорошая память. Всё, чему меня учили мои учителя, в голове сидело прочно. Я по химии даже опыты показывала, мне пригодились школьные знания. Вот так нас учили. Хоть и считалась сельской школой, но учителя у нас были золотые.
– Вы получили филологическое образование, но почему вы предпочли начальную школу средней?
– Я всегда хотела преподавать в начальной. Весь багаж знаний, что я получила, это все-таки Старица. Знаете, как нас там учили? Дай Бог каждому. Все, что я делала, все, что у меня стало получаться – все благодаря училищу. До сих пор помню, чему учили, как учили, что спрашивали.
Спасибо Зое Ивановне
– Лидия Григорьевна, почему вы выбрали профессию учителя?
– Детство было счастливое, веселое. Когда я пошла в школу, не знала ни одной буквы, ни считать, ни писать, ни читать не умела. С первого класса я собирала в коммуналке, где мы жили, всех детей соседей 4-5 лет и учила их. Всю дверь исписала, тогда мне дали большой старый деревянный чемодан, чтобы мелом писать, как на доске. Что-то там калякали. Мне сразу сказали, что я буду учительницей. Я больше даже ни о чем не думала. Я стала преподавать, как моя первая учительница Зоя Ивановна. По ее примеру.
– Как вы думаете, станете вы для кого-то Зоей Ивановной?
– Есть выпускники, которые работают в школе, но я не думаю, что из-за меня. Когда учатся в средней школе, у них на первом месте классный руководитель. Оказывается, многие не помнят имя своего первого учителя. Это удивляет и обижает. Некоторые стали учителями, даже те, от кого не ожидала. Вот Оля Смирнова, я ей всегда тройку по математике ставила. После 10 класса поступила в университет и преподает математику. Настя Котова училась у меня во 2 школе. С ними я что-то придумывала, какие-то праздники проводила. Настя всегда была деловая, быстрая, хорошая девчонка.
– Существуют различные системы преподавания – развивающие, традиционные. Есть программы Эльконина, Давыдова. По какой системе обучаете детей вы.
– С 1991 года я работала по системе развивающего развития Леонида Занкова.
Цель системы Занкова развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.
Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными
Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.
В 14 школе я работала по разным программам: «Школа России», «Гармония», потом «Школа 2100», а последнее время – «Перспектива». Мой опыт показывает, что такие метания ничего хорошего не дают ни учителю, ни тем более детям. Учитель каждый раз осваивает и новые учебники, и новые методологические аппараты.
- Как вы оцениваете качество образования на выходе, которое вы даете своим детям?
– В процентах?
-Нет, по ощущениям.
– Я бы не сказала, что прекрасные знания. Есть дети, которые все на лету схватывают. Я на уроках даю больше, чем надо каких-то понятий, знаний. А есть дети, которым надо одно и то же долго разъяснять, а потом какое-то время проходит, он показывает свои знания. Оказывается, он очень медленно крупицы твоих слов, знаний усваивал.
Каждый ребенок развивается на своем уровне. Мы двоечников подтягивали до тройки, также как и отличников, до пятерки. Так было в советское время. А сейчас каждый на своем уровне учится. Но главным остается качество знаний. Есть ребенок, который явно не понимает. Если ребенок не понял, я ругаюсь, почему ты не сказал, не спросил. Я после уроков всегда – пожалуйста, объясню. Иной раз говорю, говорю – не понимает. Подключаю детей, я знаю, что иной раз дети друг другу объясняют лучше. Они понимают лучше на своем языке.
-Есть ли разница в детях, ваших первых и выпуск 2021? Они отличаются друг от друга?
– Ну да, последние дети более свободные, более раскованные. Мои первые ученики были более послушные, сказывался авторитарный стиль руководства. Дисциплина раньше была лучше. А по уровню знаний – я бы не сказала, что тогда были менее умными.
Никаких секретов
– Что самое главное в профессии учителя?
– Я над этим не задумывалась. Наверное, шагать в ногу с жизнью. У меня же маленькие дети. Дети - это главное. И одинаковое отношение к отличнику и троечнику, к сорванцу и послушному.
Я очень люблю школу. С детства, когда пришла неграмотная, необразованная, сразу полюбила. Моя первая школа в Московской области в поселке им. Цюрупы Воскресенского района была застройки XIX века фабриканта Гусева. Двухэтажная, с длинными коридорами, слева большие высокие окна. Классы не самые большие, но училось нас там сорок с лишним человек. Это была школа в классическом виде. Я всегда оставалась после уроков. В живом уголке или еще где-то. В живом уголке были улитки, ежики, лягушки. У нас даже отработка была такая, мы кормили их, чистили клетки. Потом построили новую школу – трехэтажную.
- Лидия Григорьевна, что вы любите в детях?
– Я сама, наверное, ребенок. Дети есть дети, я могу на них рассердиться, но ребята чувствуют, что я не от злого сердца делаю. Я в угол могу поставить. Больших-то нет, а первоклассников, да. Постой, успокойся, подумай. Сейчас это не модно.
Раньше потолкаться, подраться – это все умещалось в перемену. Потом сидит на уроке, со всеми вместе работает. А сейчас гиперактивные ребятишки на уроке не могут сидеть.
-А в углу стоят?
–Нет, не стоят. Сейчас все педагоги, логопеды, психологи говорят, что надо давать им возможность двигаться. Им надо походить по классу, постоять посмотреть в окошко, развлечься. Теперь много в классах детей с синдромом дефицитом внимания. Психологи рекомендуют постоянно менять им вид деятельности. Он сидел, писал, ему надоело. Надо его переключить. Иди с доски сотри, цветочки полей, чтобы не отвлекал других, он займется какой-то работой пускай на пять минут. А когда же его учить?
- Какие советы вы дадите молодым педагогам?
– Надо ребенка сердцем чувствовать и не перегибать палку. Любовь любовью, но даже когда ты читаешь ему нравоучения, надо видеть ребенка сердцем, потому что ему бывает больно. Надо вовремя замолчать, остановиться. Как-то по-другому себя повести. Когда увидишь в ребенке человека, когда будешь считаться с ним, как сама с собой, дети это сразу почувствуют.
- Раскройте секрет своей профессии.
– Ой, да нет у меня никаких секретов. Если это считать секретом, то я люблю, чтобы учебный процесс проходил увлекательно. Я люблю на уроке что-то придумывать, чтобы уроки были занимательными. Какие только уроки я не проводила: и радиопередачи были, и путешествия.
По молодости много всего придумывала. Разобью всех по группам, каждая из них – крепость, вот на вас напали татаро-монголы. Как будут общаться города-крепости, как передавать сведения? В вашей крепости в запасе столько-то провизии. Сколько дней вы продержитесь? Или устрою научно-исследовательский институт, раздам полезные ископаемые. Они их изучают, докладывают директору. Я – директор. К таким урокам требуется большая подготовка. Мне всегда казалось, что когда ребенку интересно, то и материал осваивается легче. Я даже обобщала опыт на тему « Развитие познавательной активности младших школьников на основе дидактических, ролевых игр». Это всегда был мой конек.
Душа моя – песня
- Говорят, что вы любите играть на баяне.
– Я на баяне не ахти как играю. Но детские песни могу. У меня баян был на праздниках всегда. Вообще, я сама люблю петь.
– Какая любимая песня?
– «Прадедушка, прадедушка, он всю прошел войну, от Волги и до самого Берлина. Прадедушка, прадедушка, он защищал страну, он защищал жену свою и сына».
Когда я беру первый класс, мы не делаем зарядку. Никаких раз, два, три четыре… Я включаю музыку, мы начинаем петь. Ну что вы стоите, ребята, подвигайтесь. Слова во время движения запоминаются лучше. «Осень-непогодушка, тополь пожелтел. Вдруг на ветке скворушка песенку запел». Две минуты попрыгали.
Мы с первого класса песни заучиваем, даже песни советских времен, ту же «Катюшу» поем. Всё рождается экспромтом, читаем материал, мне вдруг всплывает песня, подходящая к этому случаю. Я тут же ее спою. Я не особенно хорошо пою, но музыку люблю. Дети хорошо слушают. «С чего начинается Родина», дети подпевают, особенно 1,2,3 классы. Мы поем везде и на праздниках и на уроках, и на зарядках.
– Говорят, что вечером все расходятся, а вы все сидите.
– Сначала у ребят, то репетиция, то они переписывают свои двойки. Пока они убираются, посидели, посмотрели, поговорили.
Охранник Алеша заглядывает, спрашивает: « Лидия Григорьевна, что вы их домой не прогоняете? Они же вам мешают». Они уже все сделали, но не уходят, любят побыть еще в классе. У них свое, у меня – свое. Потом они уходят, у меня компьютер, сначала бумажный журнал, с него в компьютер. Потом посмотреть, что завтра проходить будем, кого спросить. Планы. Планы я не смогла бросить. До последнего составляла планы уроков. Ну и тетради.
–Лидия Григорьевна, день был трудный. Как каждый день вашей учительской жизни. Давайте,споем?