От «Кушать подано» до первой красавицы экрана

160680935416068093551606809356160680935716068093581606809359160680936016068093611606814526

Первыми свои навыки  показали ученики 1 класса «Г» преподавателя Александры Федоровны Вороховой.  Сначала она настроила  своих подопечных на творческий лад, на работу в другом, отличном от школьного,  ритме. Дети закрыли  глаза и  мысленно представили, что происходит в классе, коридоре, на улице.  И это состояние важно было не отпустить от себя, не забыть. У каждого ребенка свое восприятие окружающего мира, свой жизненный опыт, поэтому  они воспроизвели в своих мыслях разное: шуршание ног,  разговоры, наставления охранника, шорох  листьев на улице, лай собаки, крик вороны.

«Общение. Как говорил писатель Антуан де Сент-Эзюпери,  единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»,– сообщила  преподаватель детям тему урока и выяснила, что  такое общение в понимании первоклассников. Это разговаривать  друг  с другом, играть  с подругой,  устанавливать контакт. Монолог, диалог, роль в театре, –выстраивает   педагог ассоциативный ряд и предлагает   детям включить  воображение. У каждого в руках флакончик, на что он похож? Фантазиям нет предела: это и аквариум, и бинокль, и сердечко, и компас, и корабль, и  фонтан.

После  разминки, дети приступили  к  работе с игрушками, к  этюдам и сценкам.  Они  учатся управлять своим телом, превращаясь в мячик, работать в паре, отрабатывая движения, имитирующие игру в мяч. Кроме навыков общения, дети получают уроки доброты. То они представляют девочку после болезни, целый месяц не видевшей своего  зайку, то лечат заболевший автомобиль.  Урок пролетает незаметно, педагог успевает подвести итог и просит  подумать, проанализировать, рассказать, что запомнилось. Всем урок понравился. Кроме Сони. Она сегодня не получила ни одной главной роли, участвовала только в массовках. Но роль второго плана ей не понравилась, по всей видимости, она представляет себя в  амплуа  героини. И это хорошо, есть к чему стремиться!  Ее многому научат в школе, в том числе и  пониманию того, что чтобы   стать востребованной актрисой, надо пройти через  кропотливый труд   на уроках, а потом и творческий путь от «Кушать подано» до первой  красавицы экрана. Такова жизнь.

 

В  этот же  день  прошел открытый урок  во 2 классе «Б»  у педагога Юлии Сергеевны Полынской. Первый этап актерского мастерства  у второклассников уже закончен,   и занятия  начинаются   с показа слаженности работы в паре, концентрации внимания на партнере. В  упражнении «Зеркало» один  из детей –зеркало, второй – человек, стоящий рядом с ним.  Зеркало повторяет  все движения за человеком. Детям хоть и весело, но внимание сосредоточено на  человеке, чтобы не ускользнул ни один взмах его руки.   Упражнение «Дельфин»  не только уносит мысленно ребят  в дельфинарий  или в открытое море,  но учит ловкости, быстрой реакции, доброте по отношению к  братьям нашим меньшим.

Дети выполняют  много упражнений  на развитие памяти и  фантазии.  Обыкновенная коробка, переходящая из рук в руки  превращается  в телевизор, стол, голову робота.  А задумка фантастического животного  и творческая импровизация  сразу выявляют   кругозор  ребенка, смышленость  и способность перевоплощаться. Но главное – дети раскрепощены, нет стеснительности,  нет неправильно выученных  уроков. Ценна любая задумка и ее воплощение, в этом индивидуальность  ребенка. У него появляется свобода и уверенность в себе: «Я  могу. Я умею».

– Педагог  на первом же занятии видит, на что способны дети, кто из них  более робкий.  Наша задача не в том, чтобы сделать  из них великих артистов, которые выйдут и с выражением  прочитают стихи или сыграют какую-то роль. Нет,– говорит Юлия Сергеевна.–  Наша цель их раскрепостить, прежде всего,  научить  детей собираться, концентрировать свое внимание на главном. Они любят смеяться друг над другом и тем, кто более скромен или от природы более робок, тяжело  «держать удар»  насмешек. На уроках я делаю все возможное, чтобы помочь им, предлагаю выполнить такие упражнения, которые помогут разрушить барьер между ними  и  аудиторией на площадке.  В жизни это умение всегда пригодится: человек будет  без стеснения   выходить   к доске, делать доклады в старших классах,  выступать перед слушателями  в институте.   Поэтому,  прежде всего,  мои уроки  нацелены на раскрепощение мышц, физических зажимов ребенка, которые являются путями к освобождению от психологических зажимов». 

Есть в практике  школы №14  выпускники, получившие в школе  навыки актерского мастерства  и  связавшие свою жизнь с театром. Александра Федоровна вспоминает: «Максим  закончил ВГИК, работает в московском  ТЮЗе. Наташа   хоть и получает гуманитарное образование, но тягу к театру, к режиссуре она не преодолела. Сняла фильм по пьесе «Танцуй, Валя, танцуй», по которому мы в свое время ставили спектакль. Вообще выпускники всегда благодарят за те  навыки, которые  получили на наших уроках дополнительного образования театрального мастерства».  

01 декабря 2020