Первыми свои навыки показали ученики 1 класса «Г» преподавателя Александры Федоровны Вороховой. Сначала она настроила своих подопечных на творческий лад, на работу в другом, отличном от школьного, ритме. Дети закрыли глаза и мысленно представили, что происходит в классе, коридоре, на улице. И это состояние важно было не отпустить от себя, не забыть. У каждого ребенка свое восприятие окружающего мира, свой жизненный опыт, поэтому они воспроизвели в своих мыслях разное: шуршание ног, разговоры, наставления охранника, шорох листьев на улице, лай собаки, крик вороны.
«Общение. Как говорил писатель Антуан де Сент-Эзюпери, единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»,– сообщила преподаватель детям тему урока и выяснила, что такое общение в понимании первоклассников. Это разговаривать друг с другом, играть с подругой, устанавливать контакт. Монолог, диалог, роль в театре, –выстраивает педагог ассоциативный ряд и предлагает детям включить воображение. У каждого в руках флакончик, на что он похож? Фантазиям нет предела: это и аквариум, и бинокль, и сердечко, и компас, и корабль, и фонтан.
После разминки, дети приступили к работе с игрушками, к этюдам и сценкам. Они учатся управлять своим телом, превращаясь в мячик, работать в паре, отрабатывая движения, имитирующие игру в мяч. Кроме навыков общения, дети получают уроки доброты. То они представляют девочку после болезни, целый месяц не видевшей своего зайку, то лечат заболевший автомобиль. Урок пролетает незаметно, педагог успевает подвести итог и просит подумать, проанализировать, рассказать, что запомнилось. Всем урок понравился. Кроме Сони. Она сегодня не получила ни одной главной роли, участвовала только в массовках. Но роль второго плана ей не понравилась, по всей видимости, она представляет себя в амплуа героини. И это хорошо, есть к чему стремиться! Ее многому научат в школе, в том числе и пониманию того, что чтобы стать востребованной актрисой, надо пройти через кропотливый труд на уроках, а потом и творческий путь от «Кушать подано» до первой красавицы экрана. Такова жизнь.
В этот же день прошел открытый урок во 2 классе «Б» у педагога Юлии Сергеевны Полынской. Первый этап актерского мастерства у второклассников уже закончен, и занятия начинаются с показа слаженности работы в паре, концентрации внимания на партнере. В упражнении «Зеркало» один из детей –зеркало, второй – человек, стоящий рядом с ним. Зеркало повторяет все движения за человеком. Детям хоть и весело, но внимание сосредоточено на человеке, чтобы не ускользнул ни один взмах его руки. Упражнение «Дельфин» не только уносит мысленно ребят в дельфинарий или в открытое море, но учит ловкости, быстрой реакции, доброте по отношению к братьям нашим меньшим.
Дети выполняют много упражнений на развитие памяти и фантазии. Обыкновенная коробка, переходящая из рук в руки превращается в телевизор, стол, голову робота. А задумка фантастического животного и творческая импровизация сразу выявляют кругозор ребенка, смышленость и способность перевоплощаться. Но главное – дети раскрепощены, нет стеснительности, нет неправильно выученных уроков. Ценна любая задумка и ее воплощение, в этом индивидуальность ребенка. У него появляется свобода и уверенность в себе: «Я могу. Я умею».
– Педагог на первом же занятии видит, на что способны дети, кто из них более робкий. Наша задача не в том, чтобы сделать из них великих артистов, которые выйдут и с выражением прочитают стихи или сыграют какую-то роль. Нет,– говорит Юлия Сергеевна.– Наша цель их раскрепостить, прежде всего, научить детей собираться, концентрировать свое внимание на главном. Они любят смеяться друг над другом и тем, кто более скромен или от природы более робок, тяжело «держать удар» насмешек. На уроках я делаю все возможное, чтобы помочь им, предлагаю выполнить такие упражнения, которые помогут разрушить барьер между ними и аудиторией на площадке. В жизни это умение всегда пригодится: человек будет без стеснения выходить к доске, делать доклады в старших классах, выступать перед слушателями в институте. Поэтому, прежде всего, мои уроки нацелены на раскрепощение мышц, физических зажимов ребенка, которые являются путями к освобождению от психологических зажимов».
Есть в практике школы №14 выпускники, получившие в школе навыки актерского мастерства и связавшие свою жизнь с театром. Александра Федоровна вспоминает: «Максим закончил ВГИК, работает в московском ТЮЗе. Наташа хоть и получает гуманитарное образование, но тягу к театру, к режиссуре она не преодолела. Сняла фильм по пьесе «Танцуй, Валя, танцуй», по которому мы в свое время ставили спектакль. Вообще выпускники всегда благодарят за те навыки, которые получили на наших уроках дополнительного образования театрального мастерства».