Профильное обучение

В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и Распоряжением Министерства образования и науки «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования» начался поэтапный переход на профильное обучение школ России.

Данные российских учёных, психологов, многолетняя практика убедительно показывают, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в школьном образовании должны быть, созданы условия для реализации, обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.) поддерживают меньше четверти старшеклассников. 

Задачи предпрофильной подготовки и профильного обучения:

  • Удовлетворить образовательные потребности выпускников.
  • Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов.
  • Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников.
  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями и потребностями.
  • Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Общеобразовательное учреждение с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

Профильные общеобразовательные предметы (10-11 классы) – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

В нашей школе учащиеся 11 А класса выбрали для обучения физико-математический профиль. В данном классе обязательные учебные предметы, которые изучаются на базовом уровне: «русский язык», «литература», «иностранный язык», «история», «обществознание», «естествознание» (биология, химия), «информатика», «ОБЖ», «физическая культура».

Учебный предмет «Обществознание» в старшей школе на базовом уровне включает модули (разделы) «Экономика» и «Право». Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся – выбор профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Профильными предметами являются «математика» - 6 часов в неделю, «Физика» - 5 часов в неделю.

Компонент образовательного учреждения: 0,5 часа из школьного компонента выделяется на изучение предмета «Астрономия» на основании письма Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС-194/08 об организации изучения учебного предмета «Астрономия».

 Элективные курсы для 11 А класса:

Кол-во часов

Предмет

Обоснование

0,5

Комплексный анализ художественного текста

Углубление знаний в области филологии

1

Решение задач повышенной сложности по математике

Развитие интереса к изучению предмета

1

Алгоритмизация и решение задач на языке программирования

Углубление знаний по информатике

1

Математические основы информатики

Углубление знаний по информатике

 

Профильному обучению предшествует предпрофильное. На его организацию в 9-х классах были выделены часы из школьного компонента на элективные курсы.

Задачи предпрофильной подготовки:

  • Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.
  • Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.
  • Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
  • Формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.