Пояснительная записка к учебному плану
МОУ СОШ №51 г. Твери на 2019/2020 учебный год
Учебный план МОУ СОШ № 51 разработан на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования и регионального базисного учебного плана.
Нормативной правовой основой учебного плана являются:
Инвариантная часть (базовый компонент) перенесена в учебный план школы полностью без уменьшения количества часов, отведенных на отдельные образовательные области и предметы.
Распределение части часов, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривает реализацию регионального и школьного компонентов содержания образования, учитывая социальный заказ родителей и учащихся в условиях дифференцированного личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
Цели учебного плана 2019-2020 года:
Учебный план 2019-2020 учебного года решает следующие задачи:
- создание условий для обеспечения учащимся обязательного фундамента образования (федерального компонента);
- создание условий для организации пред профильной подготовки, что обеспечивает расширение возможностей для общения с представителями различных социальных групп, иной социальной практики, для осуществления ответственного выбора;
- создание условий для реализации на IV уровне профильного обучения.
Методы реализации учебного плана:
Условия реализации учебного плана:
Планируемый результат:
Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане использованы:
Обучение и воспитание в МОУ СОШ № 51 рассчитано на 11 лет и состоит из трёх уровней.
Уровень НОО
Нормативно-правовая база:
от 22.09.2011 №2357
от 18.12.2012 №1060
от 29.12.2014 №1643
от 18.05.2015 №507
от 31.12.2015 №1576
Работает в системе четырехлетнего обучения. Задача этого уровня – дать учащимся основы знаний, которые позволят им продолжить образование. Обучение в 1-4-х классах ведется по программам ФГОС второго поколения (1А,Б,В,Г,Д,Е, 2А,Б,В,Г,Д,Е, 3А,Б,В,Г,Д, 4А,Б,В,Г) на основе концепции учебно-методического комплекса «Перспектива».
Следовательно, основными задачами I уровня обучения являются:
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Сан-ПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011 года, регистрационный номер 19993, в первом классе допускается только пятидневная учебная неделя. Предельно допустимая учебная нагрузка в первом классе составляет 21 час.
Во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-тидневной учебной неделе – 23 часа.
В 1-4-х классах работает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В обязательной части регионального базисного учебного плана зафиксированы следующие предметные области:
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена следующими учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». На изучение учебного предмета «Русский язык» в 1-4 классах отводится по 5 часов. Учебный предмет «Литературное чтение» изучается с 1-3 классы по 4 часа в неделю. В 4 классе учебный предмет «Литературное чтение» изучается по 3 часа в неделю.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена следующими учебными предметами: «Родной (русский) язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке». На изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» в 4 классах отводится по 0,5 часа в неделю. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» изучается в 4 классах по 0,5 часа в неделю.
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом «Иностранный язык», обучение осуществляется по 2 часа в неделю во 2-4 классах. При проведении занятий по учебному предмету «Иностранный язык» осуществляется деление классов на две группы.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». На освоение содержания математики отводится по 4 часа в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир». «Окружающий мир» изучается в 1-4 классах по 2 часа в неделю.
На изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю в 4 классе.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». На изучение учебного предмета «Музыка» отводится 1 час в неделю в 1-4 классах. Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология». Модуль «Практика работы на компьютере реализуется в рамках предмета «Технология» с 1 класса.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура». На освоение учебного предмета «Физическая культура» выделяется 3 часа в неделю в 1-3 классах. В 4 классах – 2 часа в неделю, третий час в 4-х классах реализуется за счет внеурочной деятельности. (Занятия в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры. Занятия в спортивных секциях. Формы общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнования, разные внутришкольные районные и городские соревнования, физкультурные праздники и др.)
Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация проводится во 2-4 классах – 3 раза в году (1,2,3 триместры).
Формы промежуточной аттестации:
итоговая контрольная работа, комплексная проверочная работа, переводные письменные и устные экзамены, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита творческих работ, защита проектов и другие формы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО приоритетными в диагностике становятся метапредметные диагностические работы. В соответствии с ФГОС НОО в промежуточную аттестацию включена диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Сроки промежуточной аттестации:
с 19.11.2019 по 28.11.2019
с 17.02.2020 по 27.02.2020
с 11.05.2020 по 28.05.2020
Уровень ООО
Нормативно-правовая база:
Цель основной школы – создать у обучающихся целостное теоретическое представление об окружающем мире, сформировать общую культуру личности учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, создать основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Задачи III уровня:
В 5-9-х классах вводится федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Учебный план для 5-9 классов, реализующих введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Максимальная учебная нагрузка для 5-х классов - 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа по требованию Сан-ПиНа при пятидневной рабочей неделе.
Учебный план содержит 10 предметных областей: русский язык и литература, родной язык и родная литература, иностранные языки, математика и информатика, общественно-научные предметы, естественнонаучные предметы, искусство, технология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, основы духовно-нравственной культуры народов России.
Часы распределены следующим образом:
«Русский язык». На изучение предмета в 5 классе отводится 5 часов в неделю. На изучение предмета в 6 классе отводится 6 часов в неделю. На изучение предмета в 7 классе отводится 5 часов в неделю (дополнительно из части, формируемой участниками образовательных отношений выделен 1 час). На изучение предмета в 8-9 классах отводится 3 часа в неделю.
«Литература». На изучение предмета в 5-6,9 классах отводится 3 часа в неделю. На изучение предмета в 7-8 классах отводится 2 часа в неделю.
«Родной (русский) язык». На изучение предмета в 6 классе отводится 0,5 часа в неделю, в 9 классе отводится 0,5 часа в неделю (из части, формируемой участниками образовательных отношений).
«Родная (русская) литература». На изучение предмета в 6 классах отводится 0,5 часа в неделю, в 9 классах отводится 0,5 часа в неделю (из части, формируемой участниками образовательных отношений).
«Иностранный язык». В целях реализации задачи обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне в 5-9 классах выделяется 3 часа в неделю. При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление класса на подгруппы.
«Второй иностранный язык». На изучение предмета в 8 классе выделяется 2 часа в неделю (из части, формируемой участниками образовательных отношений выделены 2 часа), в 9 классе выделяется 1 час в неделю (из части, формируемой участниками образовательных отношений - 1 час).При проведении занятий по второму иностранному языку осуществляется деление класса на подгруппы.
«Математика» изучается в 5-6 классах по 5 часов в неделю.
«Алгебра» изучается в 7-9 классах по 3 часа в неделю.
«Геометрия» изучается в 7-9 классах по 2 часа в неделю.
«Информатика» изучается в 7-8 классах по 1 часу в неделю, в 9 классах по 2 часа в неделю.
«История России. Всеобщая история» изучается в 5-9 классах по 2 часа в неделю.
«Обществознание» изучается в 5- 9 классах по 1 часу в неделю (в 5 классах час выделен из части, формируемой участниками образовательных отношений).
«География» – предмет мировоззренческого характера, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа-человек-хозяйство». География формирует у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей. Для обязательного изучения предмета География отводиться по 1 часу в неделю в 5-6 классах, по 2 часа в неделю в 7-9 классах.
«Биология». Биология в 5-6 классах изучается по 1 часу в неделю, в 7 классах – по 2 часа в неделю (дополнительно из части, формируемой участниками образовательных отношений выделен 1 час), в 8-9 классах – по 2 часа в неделю. Учебный предмет биология является одним из базовых учебных предметов основного общего образования. Его роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной карты мира.
«Физика». В 7-9 классах изучается в по 2 часа в неделю.
«Химия». В 9 классах на изучении химии отводится 2 часа в неделю.
«Физическая культура». В 5-8 классах выделено 3 часа в неделю (дополнительно во всех классах из части, формируемой участниками образовательных отношений выделен 1 час). В соответствии с письмом Министерства образования РФ «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 12.08.2002г.№13-51-99/14. Третий час введен с целью увеличения двигательной активности учащихся, укрепления здоровья учащихся. В 9 классах выделено 2 часа в неделю. Третий час физической культуры в этих классах будет реализован во внеурочной деятельности. (Занятия в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры. Занятия в спортивных секциях. Формы общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнования, разные внутришкольные районные и городские соревнования, физкультурные праздники и др.)
«Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классах по 1 часу в неделю.
«Музыка». На изучение предмета в 5-8 классах отводится по 1 часу в неделю.
«Изобразительное искусство». Учебный предмет изучается в 5-7 классах по 1 часу в неделю.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится по триместрам, в 5-9 классах – 3 раза в году (1,2,3 триместры).
Формы промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в форме контроля в переводных классах всех уровней образования по всем предметам учебного плана в форме комплексной контрольной работы, контрольной работы, письменных и устных экзаменов, тестирования, защиты индивидуального/группового проекта.
Сроки промежуточной аттестации 5-8 классы:
с 19.11.2019 по 28.11.2019
с 17.02.2020 по 27.02.2020
с 11.05.2020 по 28.05.2020
Сроки промежуточной аттестации 9 классы:
с 19.11.2019 по 28.11.2019
с 17.02.2020 по 27.02.2020
с 11.05.2020 по 22.05.2020
В 9-х классах проводится государственная итоговая аттестация.
Срок проведения государственной итоговой аттестации учащихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, устанавливаются приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования Российской федерации.
Уровень СОО
Нормативно-правовая база:
от 20.08.2008 №241
от 30.08.2010 №889
от 03.06.2011 №1994
от 01.02.2012 №74
Среднее общее образование - завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
Школа работает по профильному обучению на четвертом уровне. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способности реализации выбранного жизненного пути. При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.
На третьем уровне обучение ведется в соответствии со следующими профилями:
10 А – информационно-технологический профиль;
10 Б, 11 А – универсальное обучение.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, даны в полном объёме, согласно изменениям, которые внесены в федеральный базисный учебный план 2004 года и утверждены приказом Министерства образования и науки РФ в 2011 году.
В 10 А (информационно-технологический профиль) обязательные учебные предметы, которые изучаются на базовом уровне:
«русский язык», «литература», «иностранный язык», «история», «обществознание», «естествознание» (биология, химия, география), «астрономия», «физическая культура», «ОБЖ».
Учебный предмет «Обществознание» в старшей школе на базовом уровне включает модули (разделы) «Экономика» и «Право». Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся – выбор профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Профильными предметами являются «математика» - 6 часов в неделю, «Информатика и ИКТ» - 4 часа в неделю.
Компонент образовательного учреждения.
За счет компонента образовательного учреждения организованно изучение элективных учебных предметов.
В 10 Б (универсальное обучение) на базовом уровне изучаются предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, обществознание, география, биология, физика, химия, физическая культура, технология, МХК, ОБЖ.
Компонент образовательного учреждения.
В универсальном обучении на изучение предметов «Математика», «Химия» добавляется по 1 часу в неделю из школьного компонента, что направленно на усиление программы, на более качественную подготовку выпускников и соответствует методическим рекомендациям к авторским программам. Также выделяется 1 час в неделю из школьного компонента на изучение предмета «Астрономия» на основании письма Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС-194/08 об организации изучения учебного предмета «Астрономия».
В 11 Б (универсальное обучение) на базовом уровне изучаются предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, обществознание, география, биология, физика, химия, физическая культура, технология, МХК, ОБЖ.
Компонент образовательного учреждения.
В универсальном обучении на изучение предметов «Математика», «Химия» добавляется по 1 часу в неделю из школьного компонента, что направленно на усиление программы, на более качественную подготовку выпускников и соответствует методическим рекомендациям к авторским программам.
Также из школьного компонента для данного класса выделяется 1 час в неделю из школьного компонента на изучение предмета «Астрономия» на основании письма Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС-194/08 об организации изучения учебного предмета «Астрономия».
За счет часов компонента образовательного учреждения будут изучаться элективные учебные курсы.
В рамках профильной траектории обучающихся элективные курсы вводятся в 10А классе (профильное обучение) из часов компонента образовательного учреждения в количестве 3 часов в неделю, в 10Б и 11А (универсальное обучение) – в количестве 4 часов классах в неделю предложенных в перечне элективных курсов. Элективные учебные предметы — это обязательные учебные предметы для обучающихся.
Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:
Элективные курсы для 10 А (профильное обучение):
Кол-во часов |
Предмет |
Обоснование |
|
1 |
Комплексный анализ художественного текста |
Углубление знаний в области филологии |
|
1 |
Решение задач повышенной сложности по математике |
Развитие интереса к изучению предмета |
|
1 |
Правовая сфера жизни общества |
Позволит расширить уже имеющиеся знания и дать новые правовые знания |
Элективные курсы для 10 Б класса (универсальное обучение):
Кол-во часов |
Предмет |
Обоснование |
1 |
Комплексный анализ художественного текста |
Углубление знаний в области филологии |
1 |
Решение задач повышенной сложности по математике |
Развитие интереса к изучению предмета |
1 |
Углубленное изучение органической химии через систему расчетных задач |
Углубление и получение новых знаний по органической химии |
1 |
Методы решения физических задач |
Развитие интереса к изучению физических явлений углубление курса физики |
Элективные курсы для 11 А класса (универсальное обучение):
Кол-во часов |
Предмет |
Обоснование |
1 |
Комплексный анализ художественного текста |
Углубление знаний в области филологии |
1 |
Решение задач повышенной сложности по математике |
Развитие интереса к изучению предмета |
1 |
Углубленное изучение органической химии через систему расчетных задач |
Углубление и получение новых знаний по органической химии |
1 |
Правовая сфера жизни общества |
Позволит расширить уже имеющиеся знания и дать новые правовые знания |
Учебная нагрузка учащихся X и XI классов составляет 34 часа, что не превышает максимально допустимой нагрузки при 5-дневной учебной неделе.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится по триместрам, в 10-11 классах – 3 раза в году (1,2,3 триместры).
Формы промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в форме контроля в переводных классах всех уровней образования по всем предметам учебного плана в форме комплексной контрольной работы, контрольной работы, письменных и устных экзаменов, тестирования, защиты индивидуального/группового проекта.
Сроки промежуточной аттестации 10 классы:
с 19.11.2019 по 28.11.2019
с 17.02.2020 по 27.02.2020
с 11.05.2020 по 28.05.2020
Сроки промежуточной аттестации 11 классы:
с 19.11.2019 по 28.11.2019
с 17.02.2020 по 27.02.2020
с 11.05.2020 по 22.05.2020
В 11-х классах проводится государственная итоговая аттестация.
Срок проведения государственной итоговой аттестации учащихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, устанавливаются приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования Российской федерации.
Данный учебный план должен обеспечить формирование у обучающихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков в соответствии с государственными образовательными стандартами по всем предметам.
Директор школы И.К. Афанасьева