Итоговое сочинение

~ 06 декабря 2017, 10:00 ~

Время и правила проведения

6 декабря 11 классники пишут сочинение, пересдачи – в начале февраля и мая. В это время пишут сочинение те, кто получил «незачет», пропустил или не закончил экзамен из-за болезни или по другой причине. На работу отводится 3 часа 55 минут. Желательное количество слов в тексте – 350. Учащийся может использовать орфографический словарь. Результаты оглашаются в школах.

Зачем писать сочинение?

Задача экзамена – оценить навыки школьника по таким направлениям:

  1. Умение придерживаться одной темы при размышлениях.
  2. Применение правил культуры речи.
  3. Способность обосновать свое мнение.
  4. Знание произведений русской и мировой литературы.

В первую очередь, сочинение показывает уровень культуры речи автора, умение ясно излагать мысли, начитанность и способность анализировать произведения.

Критерии оценивания

  1. «Соответствие теме». Относится к содержанию работы. Автор должен найти способ раскрытия темы: ответить на вопрос, сформулированный в заголовке, или выразить собственное мнение по теме. «Незачет» ставится, если работа не отвечает теме или экзаменатору непонятна идея сочинения.
  2. «Аргументация». Проверяется способность школьника обосновать свою позицию, используя примеры из литературы: художественных произведений, биографий, публицистики. Для получения «зачета» ученик должен рассмотреть минимум одну книгу зарубежного или русского автора с привязкой к теме сочинения. Автор может рассуждать об отдельном аспекте произведения (мотиве, событии или персонаже) или о книге в целом. «Незачет» ставится, если школьник не использует примеры из литературы, упоминает название книги, но не анализирует содержание, перекручивает идею или сюжет произведения.
  3. «Композиция и логика рассуждения». Оценивается умение школьника излагать мысли четко и последовательно. Важно, чтобы каждое утверждение подтверждал аргумент. «Незачет» получают работы с ошибками в логике изложения или вообще без аргументации.
  4. «Качество речи». Относится к речевому оформлению работы: богатству словарного запаса и разнообразию синтаксических конструкций в сочинении, правильному использованию терминов, отсутствию клише. «Незачет» ставится, если речевые ошибки не дают понять содержание текста.
  5. «Грамотность». Оценивается владение нормами орфографии, грамматики и пунктуации. Если автор допускает больше 5 ошибок любого вида на 100 слов (около 15 на всю работу), он получает «незачет».

Критерии 1 и 2, «Соответствие теме» и «Аргументация», – главные. Если по одному из них выпускник получил «незачет», работу дальше не проверяют, а школьник получает «незачет» за все сочинение. То же происходит, когда количество слов в тексте меньше 250, включая служебные, или его признают списанным. Чтобы получить «зачет» по сочинению, нужно набрать «зачеты» по первым двум и еще одному критерию.