Пояснительная записка
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
На освоение курса программы кружка «Азбука здоровья» отводится 17 часов.
Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Основополагающие приоритеты данной программы:
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;
2.Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Цель программы «Азбука здоровья»:
1.Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни,
2.Учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
1.Научить сознательно относиться к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения;
2.Сформировать основы гигиенических навыков;
3.Через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов;
4.Познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге.
5.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, проекты; групповая работа, практическая работа, экскурсии, индивидуальный подход к ребёнку.
Формы работы:
– коллективная форма;
– работа в парах;
– индивидуальная;
Актуальность
данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.
В основу программы « Азбука здоровья» положены следующие принципы:
1. Совместная творческая деятельность.
2. Индивидуализация деятельности.
3. Позитивность.
4. Целостное развитие.
5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
6. Наглядность.
В основу программы «Азбука здоровья» положены следующие методы исследования:
Ограничения в работе программы, связанные со здоровьесберегающими и образовательными технологиями (9 НЕ)
1. Не допускать учебной нагрузки учащихся, приводящих к состоянию переутомления.
2. Не допускать «школьные стрессы»
3.Не допускать распространение среди учащихся вредных привычек и зависимости.
4. Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся.
5. Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных в образовательном процессе.
6. Не допускать сбоев питания во время пребывания в школе
7. Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся.
8. Не пренебрегать сотрудничество с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей
9. Не допускать безграмотности в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Формы отчётности:
Проект, который может выполняться индивидуально и группой учащихся, отчёт о работе может быть представлен рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом.
Учебно-тематический план
№ раздела |
№ темы |
Тема раздела |
Тема занятия |
Кол ч. теории |
Кол.ч. практч. зки |
||||
3.Охрана жизни человека. |
17часов. |
|
|||||||
|
1,2. |
|
Как избежать отравлений. |
2ч. |
+ |
||||
|
3,4,5,6. |
|
Безопасность на улице при любой погоде. Правила дорожного движения. |
4ч. |
|
||||
|
7. |
|
Правила обращения с режущими, колющими предметами. |
1ч. |
+ |
||||
|
8. |
|
Что надо знать об электрическом токе. |
1ч. |
|
||||
|
9. |
|
Правила безопасности при обращении со спичками, газовыми приборами, петардами. |
1ч. |
|
||||
|
10. |
|
Правила безопасного поведения на воде. |
1ч. |
|
||||
|
11. |
|
Защита от насекомых. |
1ч. |
|
||||
|
12. |
|
Предосторожность при общении с животными. |
1ч. |
|
||||
|
13. |
|
Первая помощь при травмах. |
1ч. |
+ |
|
|||
|
14. |
|
Первая помощь при укусах собак, кошек, насекомых, змей. |
1ч. |
|
||||
|
15,16. |
|
Игры. |
|
2ч. |
||||
|
17. |
|
Обобщающий урок по теме. |
1ч. |
|
||||
Содержание программы.
3.Охрана жизни человека.
Признаки отравления, кишечные расстройства, срок годности продуктов питания.
Правила дорожного движения, как вести себя в гололёд, при грозе. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Один не ходи купаться на водоём, Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Защита от клещей, как избавиться от мух и комаров. Чем опасны насекомые. Опасность от домашних или брошенных домашних животных, животные как переносчики инфекций.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Данный уровень знаний, умений и навыков на протяжении всей программы расширяется и углубляется.
Библиография
1.Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.
2.Дик Н.Ф « Классные часы в 3-4 классах»,Ростов – на Дону, « Феникс», 2007 г.
3.Ж. « Завуч начальной школы», № 5, 2008 г.
4.Ж. « Начальная школа», № 11, 2005 г.
5. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
6. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
7.Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.