Азбука здоровья

Формирование грамотного, полноценно здорового и всесторонне развитого человека, мотивированного на здоровый образ жизни, через участие в творческих, исследовательских, спортивных и познавательных мероприятиях.
  • Год основания: 2022
  • Участников: 25

Пояснительная записка

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

         На освоение курса программы кружка «Азбука здоровья» отводится 17 часов.

      Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Основополагающие приоритеты данной программы:

1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;

2.Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических  возможностей детей.

Цель программы «Азбука здоровья»:

1.Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни,

2.Учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи:

1.Научить сознательно относиться  к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения;   

2.Сформировать основы гигиенических навыков;

3.Через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов;

4.Познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге.

5.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ,  беседа, иллюстрация, игры,  информационно-коммуникативные технологии,   проекты; групповая работа, практическая работа,  экскурсии, индивидуальный подход к ребёнку.

 

Формы работы:

– коллективная форма;

– работа в парах;

– индивидуальная;

 

Актуальность

 данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.

В основу программы « Азбука здоровья» положены следующие принципы:

 

1. Совместная творческая деятельность.

2. Индивидуализация деятельности.

3. Позитивность.

4. Целостное развитие.

5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.

6. Наглядность.

В основу программы «Азбука здоровья» положены следующие методы исследования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
   Я - здоровый человек!
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Ограничения в работе программы, связанные со здоровьесберегающими и образовательными технологиями (9 НЕ)

1.  Не допускать учебной нагрузки учащихся, приводящих к состоянию переутомления.

2. Не допускать «школьные стрессы»

3.Не допускать распространение среди учащихся вредных привычек и зависимости.

4. Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся.

5. Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных в образовательном процессе.

6. Не допускать сбоев питания во время пребывания в школе

7. Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся.

8. Не пренебрегать сотрудничество с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей

9. Не допускать безграмотности в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

 

Формы  отчётности:

Проект, который может выполняться индивидуально и группой учащихся, отчёт о работе может быть представлен рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ раздела

№ темы

Тема раздела

Тема занятия

Кол ч. теории

Кол.ч. практч. зки

3.Охрана жизни человека.

17часов.

 

 

1,2.

 

Как избежать отравлений.

2ч.

+

 

3,4,5,6.

 

Безопасность на улице при любой погоде. Правила дорожного движения.

4ч.

 

 

7.

 

Правила обращения с режущими, колющими предметами.

1ч.

+

 

8.

 

Что надо знать об электрическом токе.

1ч.

 

 

9.

 

Правила безопасности при обращении со спичками, газовыми приборами, петардами.

1ч.

 

 

10.

 

Правила безопасного поведения на воде.

1ч.

 

 

11.

 

Защита от насекомых.

1ч.

 

 

12.

 

Предосторожность при общении с животными.

1ч.

 

 

13.

 

Первая помощь при травмах.

1ч.

+

 

 

14.

 

Первая помощь при укусах собак, кошек, насекомых, змей.

1ч.

 

 

15,16.

 

Игры.

 

2ч.

 

17.

 

Обобщающий урок по теме.

1ч.

 

                   

 

Содержание программы.

 

        3.Охрана жизни человека.

        Признаки отравления, кишечные расстройства, срок годности продуктов питания.

Правила дорожного движения, как вести себя в гололёд, при грозе. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Один не ходи купаться на водоём, Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Защита от клещей, как избавиться от мух и комаров. Чем опасны насекомые. Опасность от домашних или брошенных домашних животных, животные как переносчики инфекций.

 

Обучающиеся должны знать:

  • части тела, основные органы и системы своего организма;
  • основные термины и правила здорового образа жизни;
  • факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
  • основные правила безопасного поведения на улице, на воде, в школе и дома;
  • правила поведения при чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях);
  • правила экологически грамотного поведения в природе;
  • телефоны специальных служб (пожарной, газовой, скорой помощи и милиции);
  • меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;
  • значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
  • предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
  • правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;
  • правила здорового питания, культуру приема пищи;
  • меры профилактики нарушений осанки, упражнение для коррекции нарушений осанки;
  • основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;
  • основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;
  • пословицы, поговорки и загадки, подчеркивающие важность здоровья.

Обучающиеся должны уметь:

 

  • выполнять комплекс упражнений, гимнастики;
  • соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;
  • выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;
  • использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т.д;
  • бережно относиться к природному окружению (растениям, животным и т.д.), ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;
  • выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;
  • вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем;
  • правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия;
  • использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма.

Данный уровень знаний, умений и навыков на протяжении всей программы расширяется и углубляется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

 1.Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.

 2.Дик Н.Ф « Классные часы в 3-4 классах»,Ростов – на Дону, « Феникс», 2007 г.

 3.Ж. « Завуч начальной школы», № 5, 2008 г.

 4.Ж. « Начальная школа», № 11, 2005 г.

 5. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г

 6. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.

  7.Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.