Основная школа

УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9-е классы) в соответствии с федеральными образовательными стандартами нового поколения

 

 Уровень основного общего образования –5 –9 классы – 5 лет:

{C}-           общеобразовательные классы

Учебные планы для 5-9-х классов разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.

         Основными целями учебного плана 5-9-х классов являются:

 - овладение учащимися в соответствии с возрастными возможностями различными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

 - формирование у учащихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

 - формирование системы знаний, умений и способов деятельности по базовым предметам не ниже государственных образовательных стандартов, определяющих степень готовности учащихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

       В учебном плане 5-7-х классов представлены все основные образовательные области, что позволяет заложить фундамент общеобразовательной подготовки учащихся.

Основными задачами учебного плана для 5-7-х  классов являются:

  • обеспечение  выполнения федерального  государственного стандарта основного общего образования;
  • обеспечение единства федерального и регионального компонентов и части, формируемой участниками  образовательных отношений;
  • сохранение  целостности  системы  обучения;
  • обеспечение реализации интересов и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей);
  • сохранение и укрепление здоровья детей (формирование основ здорового образа жизни).

 

Режим обучения в 5-7 классах осуществляется по 5-дневной учебной неделе, ; продолжительность учебного года составляет 34 недели, продолжительность урока 40 минут. Учебный план, режим работы  школы обеспечивают выполнение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и использование части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения личности.

В 5 - 9 классах система аттестации достижений учащихся – промежуточная, по триместрам в форме выведения на основе текущих отметок, отметок за четверть и годовых отметок. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом школы, Положением  о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью получения объективной оценки усвоения учащимися образовательных программ по всем предметам учебного плана.

      Сроки проведения  промежуточной аттестации утверждаются приказом директора школы  не позднее 3-х недель до окончания учебного года.

       Учебный план для учащихся включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана школы, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину допустимой недельной образовательной нагрузки, определенной базисным учебным планом.

Обязательная часть  учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы основного общего образования, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного основного образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования, формирование здорового образа жизни, знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития учащихся. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей:

  • русский язык и литература;
  • иностранный язык;
  • второй иностранный язык;
  • математика и информатика (математика в 5-х и 6-х классах; алгебра, геометрия и информатика в 7-9-х классах);
  • теория вероятности;
  • общественно-научные предметы (история, география в 5 – 9 классах, обществознание в 6 – 9 классах);
  • естественнонаучные предметы (биология в 5 – 9 классах, физика в 7-9-х классах, химия в 8-9-х классах);
  • искусство (музыка, изобразительное искусство);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России («Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5- 9 х классах);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура в 5 – 9 классах, основы безопасности жизнедеятельности в 7 - 9-х классах);
  • труд (технология в 5-8- классах).

Предмет «Русский язык» в обязательной части учебного плана предусматривает  изучение в 5-х классах по 5 часов в неделю, в 6 классах – 6 часов в неделю, в 7-х классах – 4 часа в неделю, в 8-х классах-3 часа в неделю, в 9-х классах-3 часа в неделю.

Предмет «Литература» изучается  в 5 и 6 классах по 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю, 9-х классах- 3 часа в неделю.

Предмет «Иностранный язык» изучается в 5, 6 ,7, 8 и 9 классах по 3 часа в неделю.

Предмет «Математика» изучается  в 5 и 6 классах по  5 часов в неделю. В 7 и 8-х классах в предметной области «Математика и  информатика» изучаются предметы: алгебра по 3 часа в неделю, геометрия – 2 часа в неделю, информатика – 1 час в неделю,  в 9 классе алгебра –3 часа, геометрия – 2 часа, информатика – 1 час.

В образовательную область «Общественно – научные предметы» входят учебные предметы: «История России. Всеобщая история» по 2 часа в неделю в 5 – 8 классах, 3 часа в 9 классе, «Обществознание» по 1 часу в неделю в 6, 7, 8 и 9-х классах, «География» по 1 часу в неделю в 5 и 6 классах, 2 часа в неделю в 7, 8 и 9-х классах.

Изучение естественнонаучных дисциплин обеспечено предметом: «Биология» в 5 – 7 классах - 1 час в неделю, в 8-х и 9-х классах-2 часа в неделю, «Физика» в 7, 8-х классах  по 2 часа в неделю и 9-х классах – 3 часа, «Химия» в 8-х и 9-х классах по 2 часа в неделю.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлена предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предмет изучается 1 час в неделю в 5- 6 х классах.

Изучение предмета «Физическая культура» предусмотрено из расчета 2 часов в неделю в 5-6 классах и 3 часа в неделю в 7-9-х классах.

Образовательная область «Технология» включает предмет «Технология» 2 часа в неделю в 5 – 7 классах, 1 час в неделю в 8-х классах.

Предметная область «Искусство» включает в себя предмет «Музыка» по 1 часу в неделю в 5, 6, 7 и 8-х классах и предмет «Изобразительное искусство» по 1 часу в неделю в 5, 6, 7 и 8-х классах.

В учебном плане 6-х классов на часть, формируемую участниками образовательных отношений, отводится 2 часа: 1 час на проектную деятельность и 1 час на факультативные курсы. В учебном плане 7-х классов на часть, формируемую участниками образовательных отношений, отводится 5 часов: 1 час на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 1 час на проектную деятельность. В учебном плане 8-х классах на часть, формируемую участниками образовательных отношений, отводится 2 часа на факультативы, 1 час на проектную деятельность и 1 час на индивидуальные консультации. В 9-х классах на часть, формируемую участниками образовательных отношений, отводится 1 час на курсы первичной профессиональной подготовки и 1 час – индивидуальный проект.

Индивидуальные консультации позволяют направить учащегося на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества. Предмет «Основы проектной деятельности» и факультативные курсы направлены на организацию участия учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада,  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию учащихся при поддержке педагогов, психологов, социального педагога, сотрудничество с базовыми предприятиями.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов и является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Согласно особенностям организации и структуры образовательного процесса модель внеурочной деятельности определена как оптимизационная.

        Цели внеурочной деятельности:

    -   Создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

    -   Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

       Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.

 

УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (8-9 классы)

               Режим работы уровня основного общего образования (8 – 9 классы) осуществляется по 5-дневной учебной неделе.

Учебный план для 8 – 9 классов составлен на основе типового базисного федерального учебного плана с учетом рекомендаций регионального учебного плана. Максимальная нагрузка учащихся соответствует 6-ти дневному режиму работы школы.

В учебном плане для 8 – 9 классов полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, предусматривается реализация регионального и школьного компонентов содержания образования с учетом социального заказа, материально-технической базы школы, наличия педагогических кадров.

Особенности реализации учебных программ по образовательным областям

Русский  язык.  На изучение русского языка в 8 классах отводится 3 часа в неделю, в 9 классах – 3 часа в неделю.

           Математика.  В учебном плане для изучения математики в 8 – 9 классах отводится по 6 часов в неделю (для усиления практических навыков по математике введен дополнительно 1 час в неделю  за счет часов школьного компонента).

            Информатика и ИКТ. Изучается в 8 классах как самостоятельный учебный предмет инвариантной части базисного учебного плана по 1 часу в неделю, в 9 классах – 2 часа в неделю.

Иностранный  язык. В целях реализации задачи обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне в 8 – 9 классах на изучение иностранного языка отводится по 3 часа в неделю  в каждом классе. При проведении занятий по иностранному языку каждый класс делится на две подгруппы.

Химия.  На изучение учебного предмета «Химия» в 8 – 9 классах отводится по 2 учебных часа в неделю.

История.  Изучение  истории  проводится  по  концентрической   программе. Часы  распределяются  следующим  образом: 8 - 9 классы –2 часа в неделю. В 9 классах дополнительно 1 час отводится на изучение курса Историческое краеведение за счет регионального компонента.

Обществознание. Предмет «Обществознание» преподается в 8 и 9 классах по 1 часу в неделю  как предмет федерального компонента базисного учебного плана.

На преподавание предмета «Биология» в 8 – 9 классах выделяется 2 часа в неделю.

На преподавание предмета «География» в 8 – 9 классах выделяется 2 часа в неделю.

            Основы безопасности жизнедеятельности. На изучение предмета отводится 1 час в неделю из школьного компонента в 9 классах и 1 час в неделю из федерального компонента в 8 классах. Часть содержания предмета, связанная с правовыми аспектами воинской службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».

     Технология.  На изучение предмета «Технология» в 8 классах отводится 1 час в неделю. Дополнительно 1 час в неделю на изучение предмета «Технология» в 8 классах выделен из регионального компонента для организации изучения учащимися содержания краеведческой направленности. Час модуля краеведческой направленности используется на изучение традиций культуры и быта Тверской области.

Искусство (музыка  и изобразительное искусство). В образовательной области «Искусство» в 8-ых классах преподается  интегрированный учебный курс «Музыка» и «Изобразительное искусство», который  изучается в объеме 2  часов в неделю (согласно рекомендациям регионального базисного учебного плана, где дополнительно изучается краеведческий модуль). Учебный предмет  «Искусство (музыка и ИЗО)» изучается в 9 классах в объеме 1 часа в неделю («Музыка» - 0,5 часа в неделю, «Изобразительное искусство» - 0,5 часа в неделю). Таким образом, преподавание учебных предметов становится непрерывным, что позволяет на завершающем этапе основной школы дать учащимся целостное представление о мире искусств.  

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников на текущий учебный год.

Количество  часов, определенное  школой  на  каждый  предмет  в  учебном  плане,  предусматривает  качественное  усвоение  учебных  программ,  обеспечивает  государственный  образовательный  стандарт.

За счет часов школьного компонента осуществляется предпрофильная подготовка в параллели 9-х классов по 1 часу в неделю. В качестве элективных курсов выбраны:

«Говорим и пишем правильно»

«Решение задач повышенной сложности по математике»

«Решение задач повышенной сложности по физике»

«Решение теоретических, расчетных, экспериментальных задач» (химия)

 «Почему мы не похожи друг на друга»

«По страницам истории России»

«Основы современного обществознания»