Фестиваль наук «Путь к Олимпу!» в Артеке

15138450861513845194

С.И.Абрамова, учитель химии МОУ «ЛСОШ №2»

г.Лихославль Тверской области

 

Некоммерческая организация Благотворительный фонд наследия Д.И.Менделеева (БФНМ) второй год является одним из тематических партнеров МДЦ «Артек», где в рамках одной из смен реализует свою образовательную программу дополнительного образования «Фестиваль наук «Путь к Олимпу!».

Основной целью образовательной программы является формирование готовности обучающихся к сложной и многогранной творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности, освоение современных форм, приёмов и методов работы, овладение основными компетенциями в проектной и научно-исследовательской деятельности, что обеспечит осознанный образовательный выбор школьников высшего учебного заведения, а в будущем повлияет на формирование научной элиты страны.

Программа решает такие задачи, как отработка новых моделей сетевого взаимодействия в условиях МДЦ «Артек» с привлечением ученых московских ВУЗов в рамках разработки и создания групповых учебно-исследовательских проектов.

Для реализации программы в этом году в рамках 13 смены «Артек-информационный» были приглашены четверо педагогов, являющихся постоянными членами жюри Всероссийского конкурса исследовательских работ имени Д.И.Менделеева и Международного фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», в том числе и автор этих строк.

Участниками дополнительной образовательной программы стали дети из отрядов лагеря «Хрустальный», Победители и Призеры указанных выше конкурсов (всего в «Хрустальном» 330 детей в смене). Педагоги работали с 200 школьниками, то есть у каждого было по два отряда, в каждом из которых было по четыре группы учащихся, выполнявших исследовательские работы. На каждый отряд давалось ежедневно по два часа, но иногда появлялось дополнительное время.

Школьники выполняли исследовательские работы общей тематики: «Крым. Прошлое, настоящее и будущее». Например, «Сравнительная характеристика экологического состояния Балтийского и Чёрного морей»; «Экономическая целесообразность возрождения оливковых рощ в Крыму», «Гербы как отражение развития крымских городов»; Перспективы развития «зеленой» энергетики» Крыма»; «Исследование экологического состояния воды прибрежной зоны «МДЦ «Артек», «Сравнительная характеристика климатических условий территорий Сочи и Ялты в профилактике и лечении туберкулёза»; «Влияние строительства Керченского моста на экологические процессы» и другие, всего32 работы.

Знакомство с обучающимися началось с беседы по итогам предварительной работы, проведенной после победы на указанных конкурсах и до прибытия в лагерь. Работа проводилась на сайте БФНМ «Навигатор» дистанционно, посредством беседы школьников с преподавателями вузов Москвы и общения между собой. На первом занятии состоялась ярмарка идей, по результатам которой были сформированы творческие группы учащихся, объединенных общей темой исследовательской работы. Были составлены планы работ и распределены обязанности в группах. Также преподаватель провел работу по формированию научного аппарата исследования, познакомив с основными понятиями исследовательской работы. Для практического освоения программы была предложена работа по группам в форме журнала – эстафеты «Марш-старт», в результате которой школьники обобщили свои знания об основных понятиях исследовательской работы, её этапах, методах, формах представлении результатов.

На втором и третьем занятии были проведены видеоконференции с учеными московских вузов по формированию научного аппарата исследования и для консультации по теме работы. На последующих занятиях проводилась работа с интернет-источниками, по формированию теоретической и практической части работы. Дети проводили социологические опросы, химический эксперимент, биологические наблюдения, конструировали роботов, анализировали источники, проводили сравнение по различным параметрам, формулировали выводы, строили диаграммы для наглядности представления результатов работы.

На одном из занятий был проведен турнир – альтернатива с целью репетиции выступления и выявления сильных и слабых сторон исследовательских работ. Группы устно представляли свою работу, а все остальные могли задавать вопросы, чтобы выяснить особенности работы и ее выполнения. Учащиеся также готовили презентации для иллюстрации своего выступления. Защита работ сначала проходила в отрядах, где тайным голосованием отбирались две лучшие работы, а затем между отрядами, где определялись I,II III места, за которые группы награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Остальные участники получили грамоты активных участников.

На заключительном занятии была проведена рефлексия, а также журнал – эстафета «Марш-финиш», на котором обучающиеся проанализировали результаты своей работы, ответили на тестовые вопросы по основным понятиям исследовательской работы и алгоритма ее выполнения. На этом занятии каждый обучающийся получил возможность озвучить свою лестницу успеха и по итогам работы получил сертификат о прохождении обучения и успешное освоение знаний и умений в рамках реализации дополнительной образовательной программы. Авторы лучших работ награждены дипломами ФГБОУ МДЦ «Артек» и БФНМ имени Д.И.Менделеева.

Итоговые работы обучающихся, а также фото- и видеоотчет о проведенной смене размещены на сайте Некоммерческой организации Благотворительного фонда наследия Менделеева и на платформе «Навигатор исследователя» https://bfnm-online.ru.

Работать с этими детьми было одно удовольствие. Несмотря на огромную занятость (а в Артеке все дела расписаны по минутам, мероприятия быстро сменяют друг друга - и все интересны), школьники стремились выполнить работу хорошо, занять призовое место, поэтому использовали не только занятия, но и свое свободное время, которое было только во время сна. Кроме того, дети были самостоятельны и, распределив работу в группе, добросовестно выполняли свою часть, всегда внимательно прислушивались к советам педагога. Благоприятный микроклимат, доброжелательные отношения, красивая природа, совместные экскурсии и поездки сдружили детей и преподавателей.

Тверскую область представляли 12 школьников из школ и гимназий городов Твери, Торжка и Лихославля. Ученица 9б класса МОУ «ЛСОШ №2» города Лихославля Петрова Арина получила II место и была награждена серебряной медалью. Учащиеся 34 школы города Твери Мукаилов Максим, Андрияшева Елизавета и Большаков Валерий достойно представили свои исследовательские работы и были награждены серебряными медалями. Команда тверских школьников вернулась домой с одной золотой, пятью серебряными, двумя бронзовыми медалями и двумя грамотами.

Если кратко рассказать об Артеке, то можно отметить следующее. Артек – это 10 лагерей, 218 гектар земли, 102 га из которых занимают парки, 3500 человек (летом) в смену, 7 км береговой линии с детскими пляжами от горы Аю-Даг (Медведь-гора) до поселка Гурзуф. Производственная мощность: 2014 год – 6000 детей, 2015 – 19000 детей, 2016 – 31000 детей, в 2020 планируется принять 45000 детей.

В 2014 году разработана Концепция развития Международного детского центра «Артек» – «Артек 2.0. Перезагрузка», цель которой – превратить детский центр в лучшую международную площадку по созданию, апробации и внедрению инновационных программ общего и дополнительного образования, а также оздоровлению и отдыху детей.

Концепция предусматривает практически полную реконструкцию «Артека». В «Артеке» более 290 учителей и 500 вожатых. Возраст вожатых от 19 – до 25 лет, средний возраст учителей – 35 лет. В «Артеке» работают 45 студий допобразования и детского творчества: 21 студия художественной направленности, 11 – технической, 7 - социально- педагогической, 6 – естественнонаучной. Профильные отряды – туристические, морские, медицинские, экологические и медиа.

«Артеку» присвоен статус международной инновационной площадки общего и дополнительного образования, а также оздоровления и отдыха. В «Артеке» имеется школа на 1224 места. 7 физкультурно-оздоровительных программ, 9 оборудованных спортивных площадок и кортов, 3 открытых бассейна с горками, Дворец спорта с 2 бассейнами, гимнастическим, теннисным и тренажерным залами. Центральный стадион «Артека» на 7000 мест отвечает всем международным стандартам.

Тематические партнеры Артека – это 53 партнера, 58 тематических программ. Постоянные партнеры «Артека» – 5 высших учебных заведений, 4 спортивных и 11 общественных организаций, 9 крупных компаний и предприятий, 22 некоммерческих организации. Программы реализуются по техническому, естественнонаучному, спортивному, художественному, туристско-краеведческому и социально-педагогическому направлениям.

«Артек» - самый большой международный детский центр в мире, в который стоит стремиться и ученикам и преподавателям, потому что он несет большой заряд бодрости и молодости.

18 декабря 2017