Логопед

1431065501

Учитель- логопед в школе Винюкова Инна Викторовна.

 

Причины и профилактика отдельных специфических ошибок на письме

 

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.
 
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение; творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются в главной деятельности дошкольника – игре.
 
Сейчас дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры. А это значит, что у современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения».[3, c.8] А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого.
 
В результате их поведение остается ситуативным непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. У большинства дошкольников не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.[3, c.9]
 
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте является предметом особой заботы со стороны взрослых.
 
В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно произносят правильно все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старшего, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить медиальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей.
 
Вместе с тем, неправильное произношение звуков может помешать усвоению школьной программы по русскому языку.
 
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связано и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющей речью, часто например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.
 
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдается случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи, возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход её развития.
 
К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.
 
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв), и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для владения письмом).[7, c.4]
 
Взрослым (педагогам и родителям) необходимо помнить, что чтение и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями не только для самого ребенка, но и для взрослых. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
 
А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. «Лакмусовой бумаж­кой» послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифро­вывая их самостоятельное письмо: 1) пропуски букв, и даже сло­гов в словах из пяти-шести букв («коша» — кошка; «дево» — дере­во; «цыпенок» — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — «све»; он — «но»); 3) замены букв: «солныско» — солнышко; «клю-чок» — крючок; «самок» — замок; «пабушка» — бабушка; «кот­ка» — кошка; «тетушка» — дедушка; «майчик» — мальчик и т. д.
 
Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным, а иной раз быва­ет такой сложный набор букв, что и «не придерешься» к смыс­лу написанного ребенком буквосочетания.
 
Многие первоклассники испытывают трудности в овладении графомоторными навыками письма. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения-ребенком первыми элементами его грамотности?
 
Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, жела­тельно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, ма­шину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. За­тем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цвет­ными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружоч­ков, а также книжки-раскраски.
 
Ребенок учится владеть разным направлением грифеля ка­рандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех сантиметров в высоту и шести-семи — в длину. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треуголь­ника или круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратно­сти в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
 
Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуатив­ной, бытовой речи.[6, c.12]
 
       Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех зву­ков родного языка.
 
Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только зву­ков «л», «р», но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабуш­ка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто.
 
Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» свистящие и «Л», вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: «Ах, ты мой холёсенький» (вместо хорошенький), «дай мне лючку, дай мне нёшку» (дай мне ручку дай мне ножку), «ты мой масенький» (маленький) и т. д.
 
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в шко­ле, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.
 
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотной речью, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «Пишется так как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Под этим термином понимается стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.[8, c.14]
 
Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.п. Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизической «зрелости». Правда, и у готовых к школьному обучению детей на самых первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой.[8, c.25-26]
 
Если у ребенка к началу школьного обучения еще не сформировались зрительно- пространственные представления и звуковой анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертания букв и неизбежно будет путать их на письме.
 
Но если эти или подобные им «несовершенства» могут быть выявлены уже в дошкольном возрасте и если ясны их причины, то это дает право говорить о существовании предпосылок дисграфии, как бы заблаговременно предупреждающих о её будущем обязательном появлении. Дисграфия никогда не возникает из «ничего»! И борьба с ней должна начинаться не в школе, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте.
 
Родители могут оказать своему ребенку дошкольного возраста посильную помощь в подготовке к школе, а именно:
 
- развивать мелкую моторику (совместные занятия лепкой, рисованием, раскраски, штриховка)
- научить простейшим навыкам рукоделия (вышивка, вязание, а для мальчиков выжигание, выпиливание)
- чтение и обсуждение с детьми произведений устного народного творчества, совместные сюжетно ролевые игры.
- внимание к организации правильной речевой среды; а также целенаправленное развитие у ребенка таких психических функций, как память, внимание, восприятие, воображение и мышление, помогут ребенку избежать в дальнейшем специфических ошибок на письме.

 

Литература.

1. А.И. Максимов Правильно ли говорит ваш ребенок. М., «Просвещение», 1988.

2. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина Основы логопедии М., «Просвещение», 1989.

3. Л.Г. Садовникова Ваш ребенок начинает говорить. ТОО «Тригон» Спб, 1996.

4. А.И. Максимов Развитие правильной речи в семье. М., «Мозайка-синтез» 2005.

5. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., «Вако», 2005.

6. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М., «Владос», 2001 г.

7. И.Н.Садовникова. Нарушение письменной речи учащихся младших классов. М., «Владос», 1995 г.

8. В.И.Городилова., М.З.Кудрявцева. Чтение и письмо. М., «Аквариум», 1996 г.