2012 /декабрь/ Внеклассное мероприятие. Конкурс на лучшее сочинение «Письмо в 1941 год»

1356421763

Сейчас, когда наша страна в очередной раз переживает переломные времена своей истории, остро встал вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что в советской школе этому вопросу уделялось очень много внимания. Вспомним легендарные и так любимые детьми игры «Зарница» и «Орлёнок», смотры строя и песни, уроки мужества, почётные посты школьников у Вечного огня…

К сожалению, в 90-е обо всём этом забыли, на первый план выдвинулись совершенно другие проблемы, которые волновали взрослых и, как в зеркале, отражались в детских душах. Теперь мы имеем выросшее поколение «пепси», имеем детский алкоголизм и наркоманию и множество других проблем.

Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления самосознания. На государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. Мы хотим жить в богатой, процветающей стране, хотим, чтобы нам было хорошо. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Дети должны любить свою страну, уважать её традиции, знать историю своей Родины, быть преданными своему Отечеству, своему народу.

Я как учитель уделяю много времени и внимания патриотическому воспитанию своих учеников. Это большой пласт в моей педагогической работе: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны, о её несметных богатствах. Это и просмотры фильмов по истории и природоведению, по изобразительному искусству и технологии, цель которых – вызвать у ребёнка гордость за красоту и бесконечные просторы нашей Родины.

Программа Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века», по которой мы работаем, предусматривает множество тем по патриотическому воспитанию в различных учебниках: будь то литературное чтение, окружающий мир, русский язык, математика или изобразительное искусство и технология. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой родился, ту страну, в которой живёт. И это, я считаю, одна из главных задач учителя.

В учебном комплекте по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова) много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших ребят? Поговорить можно о детских чувствах, которые вызывают произведения о Родине, о том, за что они могут любить Россию. Это ли не воспитание патриотизма, любви к своей стране!

Каждый год со своими детьми я провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России. И задача моя заключается в расширении исторических знаний детей и повышении роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитании чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Так, в классе проводился конкурс на лучшее сочинение «Письмо в 1941 год». И вот что написал мой ученик 1-го класса Никита Станкевич:

 

Письмо в 1941 год

 

Здравствуй, дедушка, точнее прадедушка, Шимко Иван Трифонович. Так случилось, что ты ушёл из жизни, когда я ещё не родился. Но твой сын (мой дедушка) рассказал мне о той далёкой для меня войне и о твоей героической жизни.  Я знаю, что в 1941 году ты ещё совсем молодым, как и многие советские юноши и девушки, ушёл на войну. Ты мужественно воевал за свободу нашей Родины. К сожалению, ты не смог дойти до Берлина, так как в одном из сражений в январе 1945 года ты потерял ногу. Но это не сломило тебя – ты вернулся домой и продолжал делать всё для нашей победы уже в тылу. Потом ты учил истории нашей великой Родины таких же девчонок и мальчишек, как я.

Дедушка, я очень горжусь тобой! Спасибо тебе!

Сегодня весь наш народ празднует День Победы, и я хочу, чтобы ты услышал строки стихотворения К. Симонова:

С чего начинается память – с берёз?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства? А если – со слёз?

А если с воздушной тревоги!

А если  с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мёртвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память…

Я всегда буду помнить о тебе!

Твой правнук Никита Станкевич

 

9.05.2012 г.

 

 

Разве не чувствуется, с какой любовью, трепетом относится мальчик к своему прадеду, которого никогда не видел, разве нельзя предположить, что этот маленький человек вырастет Человеком с большой буквы?

Много внимания уделяется проведению конкурсов стихов, которые дети сами сочиняют о Великой Отечественной войне. И пусть не всё у них получается, но главное, что можно сказать – они сочувствуют, сопереживают тем людям, которые остались в далеком и страшном 41-м…

Вот стихотворение моей ученицы 3-го класса Дарины Несмеловой:

Война седая в «гости» приходила

И дочерей с собой приводила,

Имена их вот какие были –

Печаль и Голод, Горе и Беда,

А самые уж старшие – Гибель и Фашизм.

Война «гостила» четыре года целых,

За это время сколько душ Война седая унесла

И бережно землёй могильною покрыла.

И сколько горя и страдания в каждый дом внесла.

Но на подмогу к нам пришли и Сила, и Надежда,

Когда в бою мы кровью землю поливали.

Вдруг лозунг прозвучал:

«Вперёд! За Родину! Огонь!»

И с новой  силой бросились мы на фашистов,

И с новой силой градом пуль обдали мы врага!

И получили мы желаемое,

И взвилось наше Знамя над Гитлеровской столицей!

ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА!

Но забывать о ней нельзя!

Не для того нас посетило горе,

Чтобы забыть всё раз и навсегда,

Чтоб мы росли свободными и сильными в могучей нашей Родине – России!

И никогда не забывали мы героев, которые погибли ради нас!

Ещё одна моя ученица, Анастасия Бойцова сделала презентацию «Награды моего легендарного прадеда», которую показали в других классах начальной школы.

А ещё мои ребята – самые активные участники таких мероприятий, как «Вахта памяти» в честь ветеранов Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, День пожилых людей, День Победы, День защитника Отечества.

Я считаю, что работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель на своем примере должен показывать, что ему не безразлично, что происходит в России. Если дети это чувствуют и видят, значит, воспитание патриотических чувств направлено в нужное русло. И тогда можно ждать результатов этой работы.

Маляренко Н.И.

"Письмо в 1941 год" было опубликовано в газете "Родник" № 9(223), 2012г.

14 декабря 2012