Там, где небо всегда безоблачно. (газета «Тверская жизнь» №102 от 03.06.14г.)

1402474297

Там, где небо всегда безоблачно.

(газета «Тверская жизнь» №102 от 03.06.14г.)

Главные принципы школьной безопасности

Учебный год закончился. Но летние каникулы пролетят быстро. За это время школы надо подготовить к первому сентября. И в первую очередь обеспечить комфорт и безопасность наших детей.

Как это сделать с максимальной эффективностью? Лучше всего на этот вопрос ответят, пожалуй, в МОУ СОШ № 11 города Твери. Ведь именно тут проходила инновационная площадка, в которой приняли участие представители всех школ областного центра. И наверное, кому-то из них пригодятся наработки, представленные одиннадцатой школой.

Дело техники

Директор Елена Советкина показывает вверенную ей территорию. После капремонта школу не узнать. Теперь это современное здание, оборудованное  средствами защиты по последнему слову техники. В наличии внутренняя и наружная системы пожаротушения, тепловая завеса, установка автоматического управления вентиляцией на случай задымления,  звуковое оповещение.

Сведены к минимуму и другие риски. Вот крыльцо с подогревом. Зимой  на нем не  образуется наледь, и никто из ребят не поскользнется на ступеньках. Водостоки с системой таяния снега. Они  позволят избежать образования длинных сосулек и падения сугробов с крыши.

В школьном дворе две спортивных площадки и одна игровая – для группы продленного дня. Земля под снарядами застелена мягким покрытием. Точно такое же напольное покрытие и в спортзале.

Видеокамера контролирует не только вход в школу, но и прилегающую территорию. Есть специально отведенные места для парковки автомобилей, на которых мамы и папы привозят малышей. Ну и , разумеется, в отличном состоянии ограждение вокруг школы, освещение, пешеходный переход. Все это - обязательные условия безопасности детей.

Информационное поле

 - Мы не принимаем какие-то повышенные меры безопасности, а просто выполняем  Закон об образовании, - комментирует все эти новшества Елена Советкина: - Когда дети находятся в школе, именно мы, педагоги, отвечаем за их жизнь, здоровье и психологический комфорт. И забота о безопасности школьников не ограничивается наличием огнетушителя. Это очень широкое понятие, оно не сводится только к технической оснащенности. Самое важное – информационная составляющая. Умение распознавать угрозу и оценивать риск, готовность помочь себе и другим – вот что надо прививать детям буквально с первого класса. И мы это стараемся делать.

Елена Павловна показывает памятки. Правила безопасности на дороге и в транспорте, обращения с электроприборами и пиротехникой. Рекомендации, как не стать жертвой преступника. Нормы поведения в лесу и на воде – сейчас, перед летними каникулами, это особенно актуально. Учителя изготавливают эти учебные материалы сами. Ничего сложного: нужен только принтер, пачка бумаги и выход на сайты МЧС и полиции. Все необходимые рекомендации размещены там, остается только скопировать их, распечатать и раздать каждому ребенку или родителю.

- Во многом защищенность ребенка зависит от работы учителей, - говорит директор школы: - Как минимум раз в четверть (перед каникулами – обязательно), а то и чаще, классный руководитель проводит тренинг. Разыгрывается проблемная ситуация (напали хулиганы, потерялся, и т.п.). Так можно изучить реакцию каждого ребенка и общими усилиями выработать правильный алгоритм действий.

Сам не плошай и товарища выручай

В «Кабинете здоровья» нас встречает учитель биологии Юлия Пестрякова, и стайка пятиклассников.

Занятия в этом кабинете включены в учебный план. Тут можно найти ответ на любой вопрос. Узнать, как укрепить иммунитет и избежать утомления. Получить информацию о полезных и вредных продуктах и правилах хранения и приготовления пищи. О признаках распространенных заболеваний и мерах профилактики.  Разобраться в лекарственных и ядовитых растениях, съедобных и несъедобных грибах. А сейчас ребята только что решили, как действовать, если кого-то вдруг укусит клещ, змея или собака (многие отправляются на лето на дачи, так что эти знания лишними не будут).

Но многие школьники ходят еще и на дополнительные занятия, где их учат оказывать первую помощь, оперативно принимать решения, работать в команде. Эти мальчишки и девчонки в будущем видят себя врачами, полицейскими, спасателями. И в конце каждого учебного года демонстрируют приобретенные навыки всей школе. Как раз недавно на итоговом уроке ребята транспортировали «пострадавшего в аварии», накладывали ему повязки, и попутно объясняли свои действия ровесникам и родителям. Нередко эти ученики выступают и в качестве волонтеров: проводят занятия по безопасному поведению с младшими школьниками, устраивают для них сценки, игры, конкурсы, посвященные здоровому образу жизни. И с эффективностью метода «равный обучает равного» трудно поспорить.

Дети растут, риски меняются

Спрашиваю Елену Павловну, насколько легче контролировать безопасность в школе, когда методики отработаны, взаимодействие между педагогами и родителями налажено, дети заинтересованы?

Она на минуту задумывается:

- С одной стороны, налаженная система значительно упрощает жизнь. А с другой – это не повод расслабляться. Дети растут, общество меняется, и мы должны предугадать новые риски. Например, раньше мы не сталкивались с проблемой противостояния терроризму, а сегодня она очень актуальна. Значит, необходимо учить детей правильно вести себя в случае получения телефонной угрозы, обнаружения подозрительного предмета и тому подобное. Еще одно новое направление работы -  безопасное поведение в сети Интернет. Недавно наши педагоги разработали соответствующую программу. Она предусматривает обучение ребенка навыкам безопасной работы за компьютером и этикету сетевого общения. Младшим школьникам предлагается игра-путешествие «веселый Интернет» - обзор рекомендуемых детских сайтов. Более старшие затрагивают и такие серьезные темы, как мошенничество и провокации  в Интернете. Также мы проводим  анкетирование родителей – знают ли они, с кем переписывается или общается в чате их ребенок?

Мы можем им доверять.

Навыки, полученные на уроках безопасности, уже пригодились некоторым мальчишкам и девчонкам в реальной жизни.

- Мой шестилетний брат – такой непоседа, - рассказывает пятиклассница Маша Фролова: - На дорогу выскакивает. Все хочет потрогать, попробовать, всюду залезть, а слово «нельзя» его только раззадоривает. Но на уроках здоровья нам объясняли, как доходчиво растолковать маленьким детям правила безопасного поведения. А я  дома «тренировалась» на братишке. И правда, он все понял и стал вести себя куда лучше..

- А у нас тут такое было! – торопится рассказать одноклассник Маши, Максим Алексеев: - Едем мы с ребятами на велосипедах. Мой друг чуть не выскочил на проезжую часть. А там – машина. Он испугался, да как вильнет рулем в сторону. И налетел на трамвайные рельсы. С велика упал, руку о железки расшиб. Я ему помог кровь остановить, рану продезинфицировать…Ну заодно и объяснил, что дорогу на велосипеде не переезжают. Ее переходят по пешеходному переходу, а велосипед катят рядом.

Как отмечают педагоги, на уроках безопасности  ребята нередко вспоминают случаи, когда им пришлось проявлять зрелость и ответственность, силу духа и  заботу о близких. Кто-то оберегает младшего брата или сестру. Кто-то ухаживал за мамой, когда та болела. А одна девочка рассказала, как вместе с бабушкой выбиралась из загоревшегося дома. Испугалась, но сообразила, что нужно сделать маски из попавшей под руку одежды, чтобы не наглотаться дыма.

Получается, наши дети – народ храбрый и надежный. И мы, взрослые, можем им доверять. А ведь именно благодаря нашему доверию ребенок растет здравомыслящим и уверенным в себе человеком. И эти качества – лучшая гарантия безопасности.

11 июня 2014